Педагоги и наставники — фундамент любого общества
Завершается 2023 год, который указом президента РФ объявлен «Годом педагога и наставника». Педагог… Наставник… Какой смысл скрыт за этими, казалось бы, простыми словами? Согласно толковому словарю В. Даля педагог – это человек, посвятивший себя воспитанию и обучению детей, молодежи. Наставник, согласно толковому словарю Ожегова – учитель и воспитатель, руководитель.
Тема педагогического труда, наставничества проходит через всю человеческую жизнь. Первыми нашими педагогами и наставниками становятся родители. Когда мы приходим в школу, то «из теплых маминых рук» мы попадаем в крепкие, добрые, заботливые руки учителя. А в первый рабочий день мы снова ждем протянутую руку, мудрый совет, доброе слово наставника.
Педагоги и наставники — фундамент любого общества и обладают, по словам У. Черчилля «властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». Какими же качествами должен обладать сам педагог, чтобы эта власть была для ребенка только во благо, приносила полезные плоды? Об этом и многом другом размышляли педагоги Супоневской СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Н.И. Чувина накануне новогодних праздников, причем их педагогический стаж — от четырех месяцев до полувека.
Так, Сочинская Наталья Валерьевна (преподает математику более 50 лет!) считает, что «учитель проходит с детьми важные этапы жизни, помогает выявлять способности, таланты, дает знания, развивает навыки коммуникации».
А учитель географии Наталья Игоревна Чувина свой выбор сделала в детстве: «плюшевый медведь и кукла — первые ученики», а «отношение к людям данной профессии сформировали ее учителя- люди, на которых хотелось равняться…». Теперь же она «более 30 лет решает задачи с тремя неизвестными: «ученик- учитель-родитель», а готовых рецептов не находит — «алгоритма нет, есть многочисленные пути решения».
Дарья Александровна Скрипкина, молодой специалист, учитель английского языка, очень важной составляющей профессии педагога считает «наличие возможности воспитать в ребенке человека, научить детей жить, а не существовать, справляться с жизненными трудностями и решать проблемы самостоятельно», а еще — это замечательная возможность «передавать опыт подрастающему поколению» (это мнение Тучиной Евгении Николаевны — учителя начальных классов с пятнадцатилетним стажем).
Никто из педагогов нашей школы не пожалел о сделанном выборе и большинство считают, что профессия учителя — это призвание, миссия.
«Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело…», — эти слова А.П. Чехова привела в качестве ответа Рожкова Ольга Валерьевна, 12 лет преподающая русский язык и литературу. Она считает, что в любые времена педагог должен быть современным, креативным, коммуникабельным, сдержанным и воспитанным.
А Евгения Николаевна Тучина добавляет к этому порядочность, ум, честность, справедливость и открытость. А мудрость, требовательность, доброжелательность, по мнению Н.В. Сочинской, — также неотъемлемые качества хорошего педагога и наставника.
Настоящему учителю не обойтись без таких качеств как заинтересованность в профессии, целеустремленность, активность, стремление понять ребенка — это точка зрения молодого учителя английского языка Д.А. Скрипкиной.
А каких же качеств не должно быть у педагога? Он не должен быть ленивым, злопамятным, лицемерным, равнодушным, эгоистичным и пассивным — это общее мнение.
Спасибо, что в нашей школе работают опытные учителя-наставники, которые сохраняют лучшие традиции советской школы и активно используют новые технологии, подходы, возможности, и приходят молодые, современные, креативные учителя, которые с удовольствием учатся у коллег, не боятся спрашивать, пробовать разные методы, приемы, технологии, чтобы найти свое.
Завершается 2023 год… Хочется пожелать всем коллегам здоровья и побольше свободного времени для любимых увлечений: занятий спортом, чтения книг, просмотра любимых фильмов, прогулок, общения с близкими и друзьями. Пусть будет меньше невзгод, тревог, трудностей и печалей, а следующий год принесет радость, добро, яркие и позитивные впечатления.