«Время диктует — вперед!»

03 июня 2023

У Яна Коменского, известного чешского педагога-гуманиста есть замечательные слова: «Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, еще ревностнее — лучшее и всего ревностнее — наилучшее». Именно по этому принципу — хорошее — лучшее — наилучшее — живет и работает МБОУ «Гимназия №1 Брянского района», для педагогического и ученического коллективов которого стремление к новым знаниям и успехам — основной двигатель для движения вверх.

23 мая в гимназии прозвенел последний звонок, завершая очередной 2022-2023 учебный год. Каким он был, что из основных мероприятий и побед одного из ведущих учебных заведений района войдет в историю, какие события останутся в памяти… Об этом и многом другом наш сегодняшний разговор с директором МБОУ «Гимназия №1 Брянского района» В.И. Якушенко.

— Гимназия № 1 Брянского района — звучит очень солидно. Валентина Ивановна, быть первыми лично для Вас, как руководителя гимназии, к чему обязывает?
— Ко многому. И не только меня, как директора, но и всех учителей, учеников и их родителей. Иногда достичь чего-то легче, чем потом удержать высокую планку.
Впрочем, движение наверх — это традиция нашей школы, нашей Глинищевской общеобразовательной школы №2. Она была открыта в 2001 году, и первым директором здесь была Татьяна Викторовна Лебедева — талантливый педагог и руководитель. И уже тогда была задана очень высокая планка.
В 2006 году школу, которая уже была на хорошем счету, возглавить доверили мне. Мой первый вопрос к себе: «Как удержать уровень, заданный предыдущим руководителем, что для этого нужно делать?». Все оказалось не так просто, но я понимала одно: «Хуже никак нельзя!». В 2007 году мы стали гимназией №1 Брянского района. О таком решении было объявлено на августовской конференции. Неожиданно, приятно, почетно, ответственно. Я понимала, как и весь школьный коллектив, что это не случайно – это оценка, признание труда каждого из педагогов.
Как видите, мы не всегда были первыми. И меня, как руководителя, цифра 1 в названии нашей гимназии, прежде всего, обязывает постоянно работать над собой, над своими профессиональными и личностными качествами, и никогда не останавливаться на достигнутом. Быть может, ну только на самую малость, перевести дух, как говорят. Так и работаем в гимназии по сегодняшний день. Многого достигли, многое умеем, казалось бы, можно где-то и приостановиться. Ан, нет, нельзя. Время диктует — «Вперед!»
— Не боитесь, что может что-то не получиться, ведь жизнь у всех у нас черно-белая….
— Нет. Не получилось сегодня, получится завтра. Единственное чего я боюсь — это разочаровать тех людей, которые уважают, любят, верят в тебя. Я сейчас – о своей семье, о наших обучающихся, их родителях. О своих родителях, которые знали, что все получится тогда, когда занимаешься любимым делом, когда это дело приносит добро окружающим людям. Всегда стараюсь оправдать их надежды. И порой, оглядываюсь, и как бы спрашиваю их: «Правильно ли поступаю, правильно ли живу?» И знаете, приходит осознание чего-то, понимание.
— Успех учебного заведения — это всегда коллективная работа, в школе, как и в семье — один в поле не воин. Что нужно сделать сегодня, чтобы завтра этот успех пришел?
— В одиночку с управлением школой не справиться. Не может даже самый талантливый руководитель решать все проблемы, находить ответы на все вопросы, возникающие в процессе работы. Любому руководителю нужны помощники. Поэтому каждый директор школы для успеха общего дела стремится создать эффективную работоспособную команду. Говоря о команде гимназии, я подразумеваю администрацию, педагогов, обучающихся и их родителей. В этой цепочке «основной двигатель школьной организации, ее капитал» – учитель. Действительно, «капитал», потому как инновационное развитие каждой школы, ее успех зависит от того, насколько учитель грамотный, креативный, заинтересованный, творческий. Насколько он занимается самообразованием, чтобы идти в ногу со временем.
А что нужно сделать сегодня, чтобы завтра пришел успех? Работать! Всегда и много. Помните, как у Н. Заболоцкого, любим с гимназистами это стихотворение.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
— Ну, насчет дня и ночи — это же образно…
— Не образно. Наша работа не заканчивается по звонку с последнего урока, она продолжается в выходные и в каникулярные дни. Правильно говорят: «Учитель – не профессия, это образ жизни». Ребенок на выпуске из гимназии должен стать образованным человеком, и потому необходимо команде взрослых создать для этого все условия, обеспечить сопровождение каждому ребенку. А для этого нам всем надо много трудиться, не бояться осваивать новое. А новое в школах появляется каждый учебный год, благодаря государственным образовательным программам, которые реализуются при активной поддержке области и нашего района. Так, с целью повышения качества учебной и воспитательной работы, в нашей гимназии не так давно созданы и успешно функционируют центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста», центр творческих инициатив, информационно-библиотечный центр, Агроэкологический центр, центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Кроме того, мы являемся активными участниками Юнармейского движения школьников, РДДМ (Российское движение детей и молодёжи).
Действительно, все то что создается работает на успех и об этом свидетельствуют многочисленные победы обучающихся и педагогов гимназии.
— Институт советников был внедрен в наши школы два года назад, времени прошло вроде немного, но уже достаточно, чтобы сделать выводы — что это дало учебному заведению?
— Должность очень нужная, востребованная, требующая неординарного подхода к организации взаимодействия с детьми. Очень важно, чтобы школе «повезло» с советником, так как главным для детей является личный пример, энергетика человека. Советник должен быть тем маяком, который воодушевляет мальчишек и девчонок и заставляет идти за ним. Нашей гимназии с советником директора по воспитанию — Юлией Анатольевной Земляковой, считаю, очень повезло. Она занимается организацией Дней единых действий, координирует работу ученического самоуправления, осуществляет знакомство ребят с проектами РДДМ и Навигаторов детства, а также курирует ведение всех Всероссийских проектов. Советник ведёт социальные сети: группу РРДМ, группы, которые возникают в результате участия во Всероссийских проектах, помогает детям в съемке и публикации материалов в социальных сетях. Удивительно, как у нее на все хватает времени и сил. Настоящая зажигалочка, кладезь идей и просто очень позитивный человек.
— Много копий в минувшем учебном году было сломано, по крайней мере в СМИ, по поводу «Разговоров о важном». Как это нововведение было воспринято учениками, преподавателями и родителями Гимназии №1 Брянского района? Хотелось бы услышать мнение человека из «гущи событий»…
— Нельзя сказать, что до «Разговоров о важном» этих важных разговоров и бесед с обучающимися не проводилось. Ведь, практически все темы, которые рассматривались ранее на внеурочных занятиях, входили в тематику работы классных руководителей. Это были и классные часы, и часы общения, и внеклассные мероприятия по памятным и знаменательным датам истории нашей страны. Стоит, однако, отметить, что «Разговоры о важном» облегчили работу классного руководителя в том, что каждое внеурочное занятие сегодня имеет тщательно проработанный сценарий, имеются презентации, видеоролики, игры, квесты, видео с выступлениями известных среди молодежи людей, политиков, ученых, спортсменов, космонавтов и др. Эти беседы стали более продуктивными в плане информативности, наглядности и красочности. Так что введение «Разговоров о важном» — хорошая идея и её воплощение в жизнь проходит на высоком организационном уровне. И это не только мое, директорское, мнение. Точно знаю, что дети с удовольствием посещают эти уроки — вот это самое главное.
— Новые уроки, дисциплины — это всегда интересно, но они требуют новых знаний, специалистов, времени и практики. В последние годы сколько новых предметов появилось в учебном расписании и что это дало вашим гимназистам?
— Из новинок — курс «Функциональная грамотность», объединяющий читательскую, естественнонаучную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление, что позволяет гимназистам применять полученные знания и умения в разносторонней практической жизни, а также при выполнении заданий на Государственной итоговой аттестации.
— Реклама — двигатель не только торговли, но и прогресса, в том числе и в учебных заведениях. Что для Гимназии №1 Брянского района является такой рекламой: участие и победы в региональных и всероссийских конкурсах, успехи в общеобразовательной деятельности, поступление выпускников в престижные высшие учебные заведения?
— Рекламой? Знаете, мы как-то больше говорим об имидже образовательного учреждения, так привычнее. Конечно, всё перечисленное Вами, вместе взятое, очень важные критерии для определения привлекательности того или иного образовательного учреждения. Думаю, что судят как раз по этим параметрам и те родители, которые привозят к нам для обучения своих детей, при этом проживают они на территории, не закрепленной за гимназией. И это, считаю, тоже показатель. А самое главное, когда выпускники, родители говорят простое человеческое «спасибо».
— Валентина Ивановна, в последние годы наметилась тенденция, когда учащиеся предпочитают поступать не после 11 классов, а именно после 9-ти в средние специальные учебные заведения. Для Вас это актуальный вопрос? И чем это вызвано?
— Да, для нас эта тема тоже актуальна. В последние годы количество учащихся, которые выбирают среднее профессиональное образование, растет. Почему? Ответов тут несколько. Во-первых, если у ребенка есть сложности в обучении. И он, и родители понимают, что в 11 классе будет ещё значительно сложнее. Во-вторых, некоторые дети считают, что для их будущей специальности совсем не обязательно высшее образование, потому как сегодня наиболее востребованы специалисты среднего звена. И, в-третьих, что тоже стало отличительной особенностью последних лет, ребята понимают, что после окончания средних профессиональных заведений они могут не проходить процедуру сдачи ЕГЭ (не все готовы к таким испытаниям), а поступить в ВУЗ только по внутренним экзаменам. Так что уход из гимназии ребенка после 9-го класса не говорит о том, что он не планирует получать высшее образование, просто дорога к нему будет чуточку длиннее.
— Профессия педагога в последние годы обретает все более весомую подушку безопасности от государства — зарплаты достойные, льготы, работа интересная, творческая. Есть у вас на сегодня нерешенные кадровые вопросы и как часто на работу к вам устраиваются ваши же выпускники?
— Сегодня из 39 педагогов гимназии — 8 – наши выпускники, а это свыше 20% от всего коллектива учителей. И мы этим гордимся!
Но и нерешенные кадровые вопросы пока у нас остаются. Нам не хватает учителей для преподавания математики, информатики, музыки. Надеемся, что и на эти вакансии в скором времени придут наши выпускники.
— Еще один вопрос о профессии. Сегодня она имеет преимущественно женское лицо, хотя в школе важны и очень востребованы педагоги-мужчины. Ваше мнение как профессионала, чем сильный пол сегодня можно завлечь в школу?
— Участие мужчин в образовательном процессе очень важно. Было время, когда профессия «учитель» считалась достаточно мужской. Поэтому, чтобы вернуть ей этот статус, необходимо формировать позитивный образ мужчины-педагога в общественном сознании: через СМИ, художественные фильмы и литературу, личный пример практикующих учителей.
Не менее значимым является понимание, что профессия педагога дает возможность финансово обеспечить себя и семью. Оплачиваемый отпуск 56 дней – какая профессия может похвастаться таким бонусом?
А еще в школе есть «мужские» школьные предметы – физическая культура, технология, ОБЖ, история, физика, информатика. И пока все это держится преимущественно на женских хрупких плечах!
— Школа — это как государство в государстве. Свои правила, устои — целый мир. Он давно уже нацелен не только на дачу и получение знаний, но и воспитание, всестороннее развитие подрастающего поколения. В череде больших задач, не получится ли так, что сама учеба — фундамент учебных заведений, отойдет в будущем на второй план?
— Думаю, что учеба никогда не отойдет на второй план. Воспитание тоже, бесспорно, очень важно. Просто радуюсь созданию РДДМ, здорово же! Какие проекты, какие возможности для детей! Видим, что им нравится все, что происходит. Они вдохновляются идеями, хотят участвовать, овладевать всем, чему учит Движение. Мощный проект в воспитательном и образовательном плане.
Так вот, считаю, что так есть, так будет и так должно быть: воспитанный человек – значит, образованный; образованный человек — значит, воспитанный. Абсолютно неразделимые понятия, одного без другого просто не может быть. Даже трудно сказать, что в начале?

— Вопрос на засыпку: славу школе приносят учителя или ученики?
— Позвольте, я отвечу словами Андрея Дементьева.
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна
их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!
— Как показывает статистика и жизнь, сегодня очень востребованы технические специальности, в том числе инженеры. Но первый шаг к выбору профессии — это тоже школа, с учетом того, на чем делается упор в учебном процессе.
— Каждый ребенок талантлив. В учебном процессе — это самое главное. И задача школы — найти и раскрыть эти таланты. Что касается технических специальностей и направлений, то они востребованы не только в жизни, но и в нашей гимназии. И толчок к этому дало открытие в 2020 году Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Обучаясь в центре, гимназисты имеют возможность пройти путь от самых азов до первых значимых моделей, объектов и результатов. И сегодня наши ребята вместе с педагогами регулярно на конкурсах различного уровня демонстрируют свои знания и достижения, в результате их портфолио регулярно пополняется грамотами и дипломами.
В ноябре 2022 года обучающиеся и педагоги Центра провели первый самостоятельный Шахматный турнир. В декабре в Центре была организована выставка ёлочных игрушек, которые мы вместе с обучающимися изготавливали на 3Д принтере. А в феврале 2023 года завершилась работа над проектом «Юнармейская комната», который очень важен для деятельности юнармейцев гимназии, и кружковцев центра «Точка роста», потому что предусматривает дополнительное пространство для того, чтобы собираться вместе и решать важные вопросы.
— На базе Гимназии №1 Брянского района проходят многие мероприятия не только районного, но и областного уровня, в том числе и фестиваль «Паралимпийская миля». Кстати, в этом году фестиваль планируется? Если да, то что нового ожидать его участникам и зрителям?
— С 2016 года в МБОУ «Гимназия №1 Брянского района» ежегодно проходит этот фестиваль, в рамках международного инновационного социального проекта «Паралимпийская миля», с которым нас познакомил генеральный директор ООО «МЕДИЦИНСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР» (МИИРЦ), теперь и наш партнёр по проекту, Сергей Васильевич Фещенко. Этот уникальный проект помогает детям с ограниченными возможностями здоровья проявить свои таланты в самых разных сферах, способствует развитию образования, творческих способностей, спортивных интересов и социализации особенных людей.
С 2017 года вошло в традицию проводить фестиваль «Паралимпийская миля» ежегодно в мае. Но, к сожалению, в этом году он не состоялся. В целях безопасности, было принято решение отложить проведение праздника на более благоприятное и спокойное время.
Но мы готовились к фестивалю уже заранее. В планах у нас было много нового и интересного. Все секреты раскрывать не будем, скажу только, мы работаем над тем, чтобы программа фестиваля была интересной и увлекательной для всех его участников. И очень надеемся, что совсем скоро у нас будет возможность вновь проводить такой праздник. А мы, в свою очередь, постараемся удивить ребят новизной и неординарностью.
— Точно знаю, что планы большинства школ пишутся не наспех, в августе перед новым учебным годом, а в течение года, т.е. Вы уже сегодня знаете, что планируется, что будет главным, приоритетным?
— Конечно, если мы предпочитаем отвечать за своё будущее, то составление планов и расстановка приоритетов – является ключевым в нашей деятельности. Это только кажется, что в школе всегда всё по-старому, на самом деле перемен много. За учебный год есть внешние перемены – новая мебель, организованные новые рабочие площади, для внеурочных занятий обучающихся, есть и внутренние перемены, которые заключаются в самом учителе, ученике, администрации. Этому служат новые подходы в обучении, постоянное совершенствование образовательного процесса.
Так в новом учебном году будет осуществлено введение обновленных ФГОС в 1-2, 5-6, 10-м классах. Кроме того, с 1 сентября 2023 года гимназия, как и все образовательные организации России, будет работать по Федеральным основным общеобразовательным программам всех уровней образования.
Поэтому, чтобы в новый учебный год войти достойно, готовиться нужно уже сегодня.
— Мы уже говорили в сегодняшнем интервью о том, что успехи — это всегда результат коллективной работы. За что конкретно Вы хотели бы, как руководитель, поблагодарить своих педагогов и гимназистов?
— Прежде всего, за то, что мы одна команда. Всегда. Поблагодарить хочу всех: воспитателей, сотрудников дошкольного уровня образования детского сада «Ёлочка» и «Красная шапочка» за начало — грамотную подготовку к школьному обучению детей; коллектив учителей и сотрудников гимназии за профессиональное мастерство, педагогический талант, душевную щедрость, мудрость, терпение и такт, поддержку и внимание; гимназистов – за то, что они у нас есть такие, разные, не похожие друг на друга, но самые лучшие.
Пользуясь случаем, хочется поблагодарить моих наставников, учителей с большой буквы — Сергея Владимировича Мордашова, Веру Павловну Евтихову! Здоровья и благополучия Вам, дорогие наши коллеги, и в Вашем лице — ВСЕМ ветеранам педагогического труда Брянского района!
— Через несколько недель из стен Гимназии №1 Брянского района выпорхнут во взрослую жизнь выпускники года нынешнего. Каким он будет выпуск-2023, какая память о нем останется в стенах родной гимназии?
— Выпуск 2023 года будет таким же любимым, как и все предыдущие. Каждый из выпускников — это звездочка нашей гимназии, поэтому ежегодно на нашей аллее мы открываем новую звезду и всегда надеемся, что для каждого она будет путеводной, яркой и счастливой.
Выпускникам-2023 довелось осваивать много нового. С ними было легко и интересно, потому что всегда мы были на одной волне, всегда понимали друг друга. Среди юношей и девушек есть исследователи, театралы, спортсмены. Имеют золотые знаки ГТО 9 человек (всего выпускников 12). Полным составом они являются участниками всех добровольческих акций, будь то трудовой или экологический десант, волонтерское задание на спортивных или творческих мероприятиях различного уровня, помощь в проведении и организации концертов, фестивалей. Они всегда были в гуще событий. Все выпускники 2023 года – юнармейцы, которые на протяжении трёх лет принимали участие во всех мероприятиях патриотической направленности регионального, муниципального и гимназического уровней. Среди них трое: Ладыгин Андрей, Езин Михаил и Капошко Дарина награждены знаком «Юнармейская доблесть». Капошко Дарина — победитель финала Всероссийского конкурса «Большая перемена».
Выпускники 2023 года – наша гордость! Сплочённые, ответственные, сильные, креативные, весёлые, трудолюбивые, целеустремлённые, красивые! Каждый выпускник гимназии хорош по-своему, дорог сердцу. Я уверена, что каждый директор школы, думает и говорит также, потому что, свои дети самые лучшие.
— И на «посошок» — Ваши пожелания выпускникам, не только своим, глинищевским, а всем выпускникам 2023 Брянского района.
— Пусть судьба будет благосклонна к нашим детям! Всем хочу пожелать мира и долгой счастливой жизни!
— Спасибо, Валентина Ивановна, за интересный, откровенный разговор о самом важном для всех учителей, учеников и их родителей.

Достижения Гимназии №1 Брянского района в 2022/2023 учебном году

Среди гимназистов:
— Победители финала Всероссийского конкурса «Большая перемена» (Капошко Дарина -11 класс).
— Победители Всероссийского проекта «Спектакль для мамы» (3 «Б» класс, классный руководитель Афонасьева Наталья Васильевна).
— Участники Всероссийского проекта «Университетские смены» в рамках движения «Время Первых» в городе Воронеже (Егоренкова Полина – 8 «Б» класс, руководитель Землякова Юлия Анатольевна).
— Участники тематической программы «Мне не всё равно» во Всероссийской смене в лагере «Штормовой» ВДЦ «Орленок» в рамках движения «Время Первых» в городе Туапсе (Апатова Ольга – 8 «Б» класс, Селькина Дарина – 10 класс, Боханова Валентина – 9 «Б» класс; руководитель Землякова Юлия Анатольевна).
— Победители конкурсного отбора на дополнительную общеразвивающую программу «Время Первых» в МДЦ «Артек» (Боханова Валентина – 9 «Б» класс, Костечко Дмитрий – 8 «Б» класс).
— Победители Всероссийского проекта «Здоровое движение» (Манулина Анастасия, Тараканова Александра, Паренко Артём Королева Арина, Дзиковский Георгий; руководитель Землякова Юлия Анатольевна).
— 2 место в региональном конкурсе «Лидер XXI века» в рамках фестиваля «Планета детства» (Кузьмин Александр (10 класс, возрастная категория: 16-17 лет; руководитель Землякова Юлия Анатольевна).
— Победители регионального этапа Всероссийского конкурса научно-технического инновационного творчества «ШУСТРИК» — Дмитрий Костечко и Кирилл Чибисов.
— 2 место на региональном конкурсе «Чтобы помнили» (Дмитрий Костечко);
— Призеры регионального конкурса проекта «Я учусь. Я стремлюсь. Я достигну» в номинации «Технологическое направление» Дмитрий Костечко).
— Победители регионального конкурса среди участников Всероссийского проекта «Орлята России» — коллектив 3 «А» класса (классный руководитель Драп Ольга Владимировна)
— 3 место в областных Президентских состязаниях (команда 5 «А» класса представляла Брянский район, тренеры: Солонцов Алексей Леонидович, Степин Вячеслав Владимирович).
— Участники региональной профильной смены «Время Первых» в центре одаренных детей «ОГМА» (Четверикова Альбина – 9 «В» класс, Хобатнева Вера – 9 «Б» класс).
— 2 место в региональном этапе Всероссийского фестиваля художественной самодеятельности «Российская школьная весна» (Тараканова Александра, 9 «Б» класс; руководитель Землякова Юлия Анатольевна).
— Победитель регионального этапа конкурса самодеятельного художественного творчества среди обучающихся общеобразовательных учреждений «Я вхожу в мир искусств» (Тараканова Александра, 9 «Б» класс; руководитель Землякова Юлия Анатольевна).
— Победители регионального этапа конкурса патриотической песни «Пою моё Отечество» (Юнармейский отряд «Феникс» — 11 класс, руководитель Степин В.В.; Тараканова Александра, 9 «Б» класс, руководитель Землякова Юлия Анатольевна).
— Призёр регионального этапа конкурса исполнителей эстрадной песни «Юные голоса» (Тараканова Александра, 9 «Б» класс; руководитель Землякова Юлия Анатольевна).
Среди учителей:
Ю.А. Землякова, советник по воспитанию — призер муниципального этапа конкурса «Фестиваль педагогических практик»;
Т.В. Тищенко, учитель русского языка и литературы – участник Всероссийской научно-практической конференции «Роль литературы и чтения в формировании мировоззрения и образа жизни подрастающего поколения».
С.А. Саиян, учитель иностранного языка – победитель регионального конкурса на лучшую методическую разработку урока среди учителей иностранного языка.
А.А. Сиверкина, учитель химии. Команда «Интеллектуальные молекулы» (Боханова В., Хобатнева В.) под её руководством стала дипломантом Всероссийского проекта «Эврика. Из школы в профессию», который проводит Фонд поддержки талантливой молодежи «Будущие лидеры».
***
Минувший учебный год подарил Гимназии №1 Брянского района 11 победителей и 10 призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, 1 призера регионального этапа конкурса исследовательских работ, 1 призера регионального конкурса сочинений, 7 победителей и 5 призеров муниципального конкурса.

Еще по теме:

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Картина дня
10 мая 2024, 11:47

Команда Брянского района заслужила серебро Летнего фестиваля ВФСК ГТО

8 мая на базе культурно-спортивного комплекса «Путёвка» состоялся областной летний фестиваль ГТО среди обучающихся общеобразовательных организаций 4-й и 5-й ступеней.

10 мая 2024, 09:50

Брянский район принял участие в спартакиаде допризывной молодежи

На спортивных базах Жуковского муниципального округа состоялась Спартакиада допризывной молодежи Брянской области. (далее…)

9 мая 2024, 11:43

Именитые спортсмены провели мастер-класс для журиничских школьников

В рамках федеральных проектов «Za самбо» и «Самбо в школу» в спортивном зале школы-сада в Журиничах прошёл мастер-класс по самбо, посвящённый Дню Победы.

9 мая 2024, 11:38

В лицее N1 Брянского района прошла акция «Бессмертный полк»

В преддверии великого праздника Дня Победы, на площади лицея N1 Брянского района прошла акция «Бессмертный полк», (далее…)

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить