Штрихи к портрету талантливого ученика
Кто он – талантливый ученик, о котором мечтает каждый учитель? Какой он? Умный? Конечно. Пытливый и умеющий задавать вопросы? Да.
Он удивляется и умеет удивлять других. Он учится и готов поделиться знаниями даже со своим наставником. В отношениях с ним вы на равных. И сотрудничество, а не формальная передача знаний, главная характеристика ваших отношений.
За мои тридцать с лишним лет работы в школе я не первый раз благодарна судьбе за то, что она наградила меня таким учеником. Вы понимаете, что каждый из талантливых и одаренных – уникален.
Хочется рассказать о скромном и обаятельном юноше, который поражает своей работоспособностью и умением проявить себя в совершенно разных сферах. Это Тарасов Евгений, ученик 10 класса лицея №1 Брянского района.
Конечно, вокруг этого одаренного лицеиста не один талантливый педагог. Это и удивительный учитель истории Быльева Виктория Александровна, рядом с которой он – увлеченный историк и музеевед, и учитель географии Михалева Галина Ивановна, и тогда он – географ и путешественник. А еще он здорово говорит по-английски, что помогает ему во многих его проектах. Эта заслуга главного педагога в его жизни и по совместительству его мамы, Тарасовой Алены Владимировны.
Но главная страсть Евгения – это искусство и архитектура. А я, как учитель изобразительного искусства, поддерживаю его в стремлении стать настоящим профессионалом. Нашим успешным проектам и конкурсам нет числа. Он с отличием окончил художественную школу, продолжает занятие любимым делом и готовится к поступлению в ВУЗ. Ведь настоящий архитектор – это и художник, и конструктор, и инженер. Ему не обойтись без знаний в области информатики, истории, географии, химии, физики и многих других наук. А умение презентовать себя и свои проекты – залог будущей успешной карьеры архитектора
Женя, бесспорно, одаренный юноша. Согласно одной из самых популярных современных «концепций одаренности» Джозефа Рензулли, одаренность – это сложный итог наложенных друг на друга факторов: способности выше средних, креативность, включенность в задачу. Все это эсть у Евгения. Но ученые в один голос твердят, что особый вид одаренности – творческая одаренность. Имеются в виду не только способности в области литературы, музыки и изобразительного искусства, но, прежде всего, «нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь». И как тут не вспомнить расхожее выражение, что талантливый человек талантлив во всем. Ведь Женя еще и играет на гитаре, и увлекается фотографией. А «включение в задачу» он демонстрирует, работая над множеством проектов.Только последние его исследовательские работы: по изобразительному искусству («Архитектура Брянска», «Перспектива», «Пейзаж»), географии («Глобальное потепление — миф или реальность?», «Природа Дальнего Востока»), математике («Параболы в арочных мостах») и физкультуре («Сидячий образ жизни — проблема 21 века»). Кроме этого он участвует в предметных олимпиадах: по географии и по математике. А во всероссийской Архитектурной олимпиаде, будучи учеником 9 класса, соревновался с 10-11-классниками.
Самыми яркими стали победы во всероссийских конкурсах.
Он выиграл в 2019 году во Всероссийском конкурсе «Если бы я был президентом». А в 2022 году наградой за победуво Всероссийском конкурсе Русского географического общества стало участие в профильной образовательной программе МДЦ «Артек»; в «Артеке» Евгений стал победителем смены и был награжден знаком общественного признания «Звезда Артека». В этом же году по итогам конкурсного отбора стал участником программы «Дизайн. Формирование пространства» в образовательном центре «Сириус» фонда «Талант и успех».
Евгений делится впечатлениями: «Этой осень я обнаружил всероссийский архитектурный конкурс «АрхКонцепция», который проводит СПбГАСУ (Санкт-Петербургский Архитектурно-Строительный университет). Так как я увлечён архитектурой и заинтересован в поступлении в СПбГАСУ, я не мог пройти мимо. Задание конкурса — создание многофункционального центра в Арктике. Тема Арктики мне известна и близка, я углублялся в неё на профильной смене РГО в МДЦ Артек. Я придумал концепт многофункционального исследовательского центра в русской Арктике, в чём мне также помог мой преподаватель по ИЗО — Чалых О.Н. Для этого я ознакомился с большим количеством литературы, посвящённой строительству в Арктике. В процессе я по-настоящему почувствовал себя архитектором, что ещё больше вдохновляло на работу».
Как всегда скромен и не сообщает, что соперничать пришлось с профессиональными архитекторами и студентами уже упомянутого ВУЗа. А главной изюминкой проекта была чудесная идея: комплекс зданий в форме созвездий.
«Узнав о том, что я номинирован на награду, я был невероятно счастлив, ведь мой проект оценили ректор, декан СПбГАСУ, профессиональные архитекторы на всероссийском уровне! Побывав на награждении в СПбГАСУ, я ещё больше настроился на работу и развитие своих навыков в области архитектуры».
Пожелаю Жене успехов на его пути к цели. Мой опыт работы с еще одним Евгением Ивановым, выпускником нашего лицея 2017 года, ныне сложившимся дизайнером, подсказывает мне, что все получится. Дерзай, Евгений Тарасов, удачи!
О.Н. Чалых,
учитель ИЗО, лицея №1
Брянского района.