Искусство видеть… или Мир красок Светланы Юрченко

04 мая 2024

Была недавно в администрации Брянского района. На втором этаже надолго «зависла» возле персональной выставки картин «Вальс цветов» Светланы Юрченко, заведующей отделением ИЗО Мичуринской детской школы искусств имени М.В. Шевердина. Техника написания полотен разная, но результат один — глаз не оторвать. Красиво, талантливо, ярко, самобытно. Все это можно сказать и об авторе картин — Светлане Николаевне. Для неё писать и творить — это как дышать, потребность данная ей Богом, а результат — картины, поделки, иконы, вышитые бисером, — это всегда большая и кропотливая работа, в которую художник вкладывает душу, отображая в них свое видение мира. Творческие люди всё прекрасное чувствуют на подсознательном уровне, передавая на полотне свой мир красок и образов. Недаром, одно из самых знаменитых изречений Поля Гогена звучит так: «Я закрываю глаза, чтобы видеть».

Пабло Пикассо: «Каждый ребенок – художник»

Знакомство с картинами Светланы Николаевны стало для меня, как журналиста, толчком к личному знакомству с самобытным художником. Точно знаю, неординарное творчество — это всегда неординарная личность. По другому и быть не может. Так я оказалась в учебном классе преподавателя ИЗО, который расположен в приспособленном помещении на территории Снежской гимназии. Шел урок. На нем первоклашки выполняли задание учителя — рисовали птичку. У каждого она получилась своя. И дело не в мастерстве детей, делающих первые шаги в искусство, а в их восприятии мира. Они рисуют не просто то, что видят, а как видят.
— Вот смотрите — клювик, лапки, животик, спинка, хвостик…
Рисуют «от пятна», то есть без предварительного наброска. Каждое действие юных дарований проходит под строгим контролем преподавателя, который учит работать с кистью, светом, с деталями, когда нужно сделать более тонкий, когда более объемный мазок. Или как «оживить» картинку с помощью брызг акварельными красками. Для девчонок и мальчишек каждое действие учителя волшебное, наполненное смыслом и преображающее именно его работу, которую после занятий он обязательно унесет домой, чтобы показать родителям, вот, смотрите, как я могу!
Каждый ребенок талантлив. С рождения. И каждый умеет рисовать. Вспомните себя, своих детей, внуков, которые, высунув от напряжения язык, день напролет творили на альбомных листах свои незамысловатые картинки. Куда все потом уходит? Почему тех, кто сохраняет любовь к рисованию в более зрелые годы остаются единицы?

— Ребенок растет и со временем у него появляются другие приоритеты, например, точные науки, компьютеры, литература, музыка, спорт… Это нормально, так должно быть, — рассуждает Светлана Николаевна.
— А что дает рисование, творчество ребенку?
— Много. Развивает воображение, фантазию, индивидуальность, — говорит С. Юрченко. — Рисуя ребёнок учится передавать размеры предметов, их пропорциональность, различать цвета, полутона, тени. Во время занятий активно работает правое полушарие мозга, отвечающее за творческое мышление, что в итоге дает огромный толчок общему развитию ребенка.
Да, мы можем не уметь рисовать, но как образованные люди должны знать Леонардо да Винчи, Микеланджело, Айвазовского, Коровина или Серова. И творчество — это всегда работа руками, не только зрительный, но и тактильный контакт с окружающим миром. Для детей — это важно, иметь возможность самому что-то создать.
И пусть далеко не все дети, которые сегодня впервые взяли в руки кисти, пластилин или глину, станут художниками. Да такой задачи никто и не ставит. Миру нужны разные таланты и есть сотни наук, направлений, ждущих своих героев. Но на уроках Светланы Юрченко раскрывается творческий потенциал ребенка, который учится видеть мир через призму собственного восприятия.
Тех, кто сохранит в себе любовь к живописи, творчеству на всю жизнь, Светлана Юрченко, как преподаватель с многолетним стажем, видит сразу. «У таких детей глаза горят, — говорит Светлана Николаевна, — даже не замечают как заканчивается урок и готовы рисовать хоть весь день. Для них это непреодолимая потребность — писать, творить, созидать».
Светлана Николаевна знает о чем говорит, потому как она сама прошла большой путь творческого поиска. Впрочем, никакого прошлого времени применительно к искусству быть не может. Все только в настоящем, потому что учиться и совершенствоваться нужно всю жизнь.

Леонардо да Винчи: «Не может быть меньшего или большего мастерства, чем мастерство самого себя»
Сколько Светлана Николаевна себя помнит она рисовала. Жили они в небольшой деревне Горицы ранее Почепского, а ныне Жирятинского района. Красивейшее место, на берегу реки Судость, куда ни глянь — русские просторы и необъятная синь небес и бескрайние поля. В семье было пятеро детей, которые с младых ногтей умели все делать по дому и хозяйству. Но эти домашние хлопоты никогда не мешали Светлане рисовать. Она такая, увлеченная творчеством, в большой семье только одна была, и родители её в этом всегда поддерживали. Каждую неделю отец, парторг местного колхоза, давал дочке 1 рубль, на которые она покупала альбомы и набор из 24 цветных карандашей «Искусство». Из них она умудрялась для своих картин создать сотни оттенков, которые играли красками и солнечного дня, и грозового неба. Хорошие были карандаши, их хватало ровно на семь дней, из остатков доставался грифель, который использовался для растушевки в новых картинах. Об увлечении Светланы знала вся родня, и однажды ей в подарок брат мамы из Краматорска передал набор из 36 цветных карандашей. Счастью ребенка не было предела.
В местной школе на уроках рисования талантливой девочке давали задания отличные по сложности от одноклассников. Если всем нужно было изобразить воробья или синичку, стул, стол или дерево, т.е. один предмет, то Светлана уже в 4-5 классах рисовала целую картину на ватмане формата А1, например, море, скала, на скале сидит беркут, где нужно было детально прорисовывать сотни деталей. Но какой бы сложности не была вводная от учителя, у нее в конечном итоге все получалось на пять с плюсом. И море «дышит» и беркут вот-вот взлетит. Одним словом, гордость учителя и школы. Но как же хотелось найти схожих по духу друзей, знать нюансы живописи, учиться чему-то новому. Светлана Николаевна вспоминает, как впервые услышала слово «композиция». У кого только не спрашивала, что это, как это — никто ей не смог объяснить. Увы, тогда «интернетов» не было, и специфические знания можно было получить только в специализированных учебных заведениях.
Было такое заведение и в Брянске — художественная школа, которая до сих пор расположена в областном центре по улице Горького. Светлана уговорила свою тетю из Брянска, учителя, отвести её туда. Дело было летом, в школе кроме вахтера никого не было. Он сказал девочке приходить к сентябрю, мол, сейчас, каникулы. А Светлана со слезами на глазах, говорила, я хочу сейчас, я в сентябре не могу… Мечта учиться в «художке» так и осталась для неё нереализованной мечтой. Где деревня Горицы и где Брянск… Две разные вселенные по тем временам. Да и трагедия в семье, в результате которой в автомобильной катастрофе погибла её трехлетняя сестра, а сама Светлана, к тому времени закончившая с отличием 9 классов, получила серьезные травмы и частичную амнезию, внесла свои коррективы и надолго отодвинула реализацию планов по получению специального образования. Но, как говорил великий Леонардо да Винчи, «Не может быть меньшего или большего мастерства, чем мастерство самого себя». И Светлана, чуть оправившись после аварии, продолжала рисовать, все что видела — лес, речку, цветы, птиц, домашнюю живность. Рисовала иллюстрации к сказкам и книгам, которые читала. Сама постигала сложную науку работы со светом и тенью, запоем изучала специальную литературу, что могла найти в библиотеках. Дня не было, чтобы она не брала в руки карандаши или кисти. Рисуя — отдыхала, наполнялась энергией и новыми творческими задумками, которые рождались у неё в голове.

Огюст Роден: «Главное — быть движимым, любить, надеяться, жить»
Детство закончилось очень быстро. Нужно было получать профессию, ту, которая даст возможность жить и зарабатывать. Поступила в училище при Брянском заводе «Электроаппарат». Военное производство, но в некоторых цехах там выпускали и мирную продукцию. Вот в одном из цехов, где в советские годы делали кассетные магнитофоны, Светлана отработала пять лет электромонтажницей. Правда, на заводе очень быстро прознали об умении молодой девушки рисовать, поэтому все стенгазеты, плакаты были на ней. Потом был завод «Кремний», где Юрченко работала в конструкторском бюро художником-оформителем. Тогда вся отчетная документация — диаграммы, графики — для профильного Министерства в Москве делалась вручную. Вот тут навыки Светланы использовались по полной программе, плюс те же стенгазеты, плакаты, афиши.
Вышла замуж, родила двух дочек, построили в Кузьмино свой дом, в нем муж, Владимир, сделал для жены просторную, наполненную естественным солнечным светом, художественную мастерскую, где она рисовала каждую свободную минуту. А после декрета новая работа — учителем рисования в Снежской школе. И параллельно училась в Брянском государственном университете имени академика И.Г. Петровского, куда поступила уже в зрелом возрасте. Мечты должны сбываться, сколько бы лет вам не было. Поэтому корочка о высшем образовании и получение профессии «специалист по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам» стало очень долгожданным событием в жизни уже состоявшегося живописца.
В Снежской школе Светлана Юрченко отработала 10 лет, была не только учителем, но и руководителем районного методического объединения ИЗО. Потом новый поворот в ее жизни — создание отделения ИЗО в Мичуринской детской школе искусств, бессменным руководителем которого она является вот уже более 15 лет. Сегодня она работает белее чем на две с половиной ставки — желающих творить среди юных жителей Путевки, Мичуринского или жилого квартала «Мегаполис-парк» очень много. И дети занимаются с удовольствием, и родителям радость, что ребенок под присмотром, при деле и развивается. Вот такая штука жизнь. Где бы Светлана Юрченко не работала, а все дорожки в конечном итоге вели к искусству, которое стало для неё не просто профессией, а образом жизни. Судьба!

Густав Климт: «Искусство – это линия вокруг ваших мыслей»
Для Светланы Николаевны её творческий путь начинался с карандашей и красок, а сегодня на занятиях преподавателя дети постигают секреты мастерства по многим направлениям не только живописи, но и декоративно-прикладного искусства. В небольшом учебном классе в Путевке есть место абсолютно для всех детей, увлеченных творчеством. Здесь на полках вдоль стен выставлены для натуры чучела птиц, предметы обихода — чайники, чашки, кувшины и многое другое, лучшие поделки и работы учеников. Вот рисунки в графической технике гратташ (от французского – «скрести, царапать»). Это когда сперва лист натирается воском, наносится черная краска, а потом уже по этой основе перьевой ручкой или обычной зубочисткой можно начинать скрести-рисовать. Удивительные картины получаются. Есть работы в технике «рваной аппликации». А вот вообще чудо чудное — охряные тона поделок из засушенных листьев растений. В такой технике дети создают мир парковых аллей, леса, храмов. Ну и классика жанра — рисунки карандашами, гуашью и акварелью.
Ученики Светланы Юрченко постигают азы городецкой, хохломской, пермогорской, мезенской росписи. Знают, чем отличаются дымковская от каргопольской или филимоновской игрушек. Учатся расписывать деревянные или глиняные поделки. И не только расписывать, а сами их делать. Вообще, творить можно не только красками и карандашами, а самыми разными подручными средствами — пластилином, керамопластиком и многим другим. Фантазия творческих людей неисчерпаема.
Каждая детская работа уникальна. А участие и победы в конкурсах открывают второе дыхание как для преподавателя, так и для ребенка. Постоянно проводятся выставки рисунков и поделок учащихся Мичуринской детской школы искусств на базе ДШИ, Снежской гимназии, в историко-краеведческом музее Брянского района, в библиотеках и культурно-досуговых центрах. А какие в этом году сделали воспитанники отделения ИЗО открытки для своих отцов к 23 февраля и для бойцов СВО. Думаю, никто к такому творчеству ребенка не остался равнодушным, потому что это не просто красивая, а уникальная, с любовью сделанная поделка. А без любви, без фантазии ничего бы не получилось. И, если уже говорить откровенно, техника техникой, но преподаватель в творческих дисциплинах, прежде всего, учит замечать красоту в обыденных вещах. Вот это требует настоящего таланта — научить ребенка искусству её видеть…
Анри Матисс: «Творчество требует смелости»
Перефразируя великого французского живописца, я бы сказала, что не только творчество, но и жизнь требует смелости. Как бы Бог не был щедр к определенному человеку, одаривая его талантами, но без труда, самообразования, развития, даже гению не дано конвертировать свои умения в конкретные достижения.
В жизни Светланы Юрченко таких достижений, и не только в творчестве, было много. Она всегда в движении, в работе, в поиске. Без дела вообще сидеть не может. Дома у неё 30 соток земли, из них только 2-3 сотки под грядками, а все остальное сад и цветы. Это её хобби, которому она отдает много времени. Подняться летом в четыре утра, чтобы до работы успеть прополоть несколько метров грядок или цветников для неё норма. Как можно спать, когда природа уже проснулась?! Сегодня, она вместе с сестрами содержит в образцовом порядке и опустевший родительский дом в Горицах. Там тоже участок не маленький. И, также, как и возле её дома в Кузьмино масса цветов, кустарников и декоративных деревьев. С улыбкой вспоминает, как ей соседка рассказывала, что приехавший в Горицы на побывку к родне мужчина, восхищался ухоженностью их родительского дома и земли, мол, много где был, но такой красоты нигде не видел! А создание красоты, где бы не жила и не работала Светлана Николаевна — это, наверное, её предназначение свыше.
Живопись, творчество, работа на земле — не единственные увлечения Юрченко по жизни. В молодости, когда в магазинах сложно было приобрести добротные, эксклюзивные вещи она научилась шить и вязать. Вязала и пальто и платья, костюмы и кардиганы. Когда была в туристической поездке в Германии, немцы голову свернули, пытаясь рассмотреть её вязаное пальто. Некоторые даже подходили, чтобы спросить, а где такая красота продается. И были крайне удивлены, что это самовязаная вещь. Такая же ситуация была и с шитьем. При том шила Светлана Николаевна без выкроек, на глазок, но все выходило строго по фигуре. И себя обшивала, и дочек, и знакомых, которые просили «сотворить» новый фасон. Так что не просто швея, считайте модельер, потому что многие детали в одежде придумывала сама и все это воплощала в жизнь.
А еще Светлана Юрченко профессионально занималась вышивкой бисером. Кропотливая работа, результатом которой стали десятки вышитых икон и храмов. Её персональная выставка с уникальными работами бисером выставлялась в Мичуринской библиотеке. Многие тогда приходили просто посмотреть и восхититься талантом автора. Поистине права народная мудрость, что талантливые люди талантливы во всем.

Сальвадор Дали: «Не бойтесь совершенства, вы никогда его не достигните»
Может Дали и прав, но стремиться к совершенству нужно всегда. Это один из главных стимулов для движения вперед, для того, чтобы оставаться на плаву и в своей профессии, и в жизни. Вот для Светланы Николаевны вся биография — это сплошное движение. Как она сама шутит, у неё вся жизнь — стройка. Сперва строили свой дом, разбивали сад, цветники, парники, потом помогали строиться детям. А еще она шила, вязала, вышивала бисером, делала поделки и, конечно же, рисовала и учила видеть прекрасное детей. В её педагогической карьере тех, кого она вводила в мир искусства сотни, если не тысячи. Бывали периоды, когда без кисти и красок не проходил ни один день. В перерывах между работой с учениками и домашними заботами её путь был к мольберту. А натура, вот она — за окном, где буйство природы и красок собственноручно выращенных цветов. И её выставка «Вальс цветов» — это результат вдохновения от красоты, которая не только вокруг неё, но и внутри неё. Как художника, как хозяйки, как матери, жены и бабушки.
И отдельное спасибо за помощь и поддержку во всех начинаниях, Светлана Николаевна говорит своему мужу, Владимиру Ивановичу, который, как и её родители, также всю жизнь поддерживал её в творчестве. Он и её зять Артём неизменные помощники по бытовым вопросам в студии ИЗО в Путевке, где они и лампочку заменят, и полки прибьют. Да без мужских рук, что дома, что в изостудии никуда. Благо руки у них золотые — все могут сделать, все починить.
Жизнь не стоит на месте. Все течет, все изменяется. Но неизменными для Светланы Николаевны Юрченко остаются желание творить, помогать детям и внукам, ухаживать за своим домом, цветами и садом, постигать что-то новое. И учить тех, кто хочет учиться.

Еще по теме:

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Картина дня
18 мая 2024, 10:48

Пасхальные посещения

В Светлую Седмицу благочинный Брянского района иерей Константин Серенков, штатный клирик храма во имя Святителя Николая города Сельцо иерей Димитрий Тарасов (далее…)

18 мая 2024, 08:43

Спешите принять участие в чемпионате по компьютерному многоборью

Мероприятие направлено на популяризацию среди лиц пожилого возраста и пенсионеров движения по овладению компьютерными технологиями

18 мая 2024, 07:44

В Мичуринском асфальтируют улицу Молодежную

В посёлке Мичуринский Брянского района активно благоустраивается. С приходом тепла здесь приступили к ремонту дорожной сети. (далее…)

17 мая 2024, 15:39

Когда семейное счастье пахнет хлебом

Хлеб, хлебушек – такие теплые, родные слова, как молитва... Хлеб – не просто продукт, а воплощение культуры и родного дома.

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить