Уроки русского с Антониной Дуниной, учителем русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1 Брянского района»

18 ноября 2023

В кабинете, в котором Антонина Александровна Дунина, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицея №1 Брянского района», проводит уроки, много света. Он заполняет класс по самую «макушку» и отражается в пастельных тонах стен, где в нишах аккуратными столбиками стоят всевозможные словари — толковые, орфографические, фразеологические… Здесь идеально чисто и по-домашнему уютно.

А в уголочке, рядом с учительским столом — ростовой макет Антона Павловича Чехова, вместе с которым ученики «поздравляли» своего любимого учителя с днем рождения. Поздравление получилось креативным и душевным, добрая память о нем на всю жизнь останется. С тех пор под неусыпным и строгим контролем классика русской литературы Антонина
Александровна, победитель конкурса на присуждение премий лучшим учителям общеобразовательных организаций за достижения в педагогической деятельности в 2023 году и обладатель
президентского гранта, продолжает учить своих воспитанников не просто русскому языку и литературе, а всему русскому. Тому, чем богата наша культура, история, жизнь, которые находят свое отражение в его величестве Слове.

 

О физиках и лириках

Вы не поверите, но у гуманитария по профессии Антонины Александровны математический склад ума. В школе точные науки были её любимыми предметами, а в аттестате только одна четверка — в итоговом сочинении ошибку нашли, и поэтому, увы, только серебряная медаль. Но все равно перспективы перед выпускницей открывались большие: с таким багажом знаний можно было поступить в ведущие ВУЗы Москвы или Санкт-Петербурга. Но 1994 год был не лучшим временем для смелых решений и амбициозных планов, да и финансово родители не потянули бы обучение дочки в столице. Жили они тогда в небольшой деревушке Полховка
Мглинского района, кормились своим подсобным хозяйством, потому как колхозы и совхозы к тому времени сами выживали как могли и были многомесячные задержки зарплат. А Москва и тогда, и теперь — это не только большие возможности, но и большие траты. И реалистка Антонина, несмотря на свою молодость, понимала — учиться надо ближе к дому, чтобы иметь возможность помогать родителям и выбрала для поступления Брянский педагогический. А вот с факультетом определилась после разговора с девушками-студентами, которые рассказывали, как интересно учиться на филфаке и какие там прекрасные преподаватели. Эти восторженные отклики и стали определяющими, тем более читать девушка любила всегда и грамотность у нее врожденная. Она слово чувствует. Так что сама жизнь соединила в одном флаконе физика и лирика, а математический склад ума помогает ей разложить всё по полочкам и папкам, определить приоритеты и выстроить максимально эффективную стратегию для проведения урока. Ох, как пригодились по жизни и в работе эти врожденные способности и склонность к точным наукам и порядку!

 

Русское слово — начало начал

Каждый учитель считает, что его предмет самый важный. Это нормально, потому как свое дело нужно искренне любить. Но русский язык все-таки предмет в школьной программе особый, стоящий минимум на ступеньку выше всех остальных. Он — основа, средство общения и обучения, без него нельзя освоить ни одну науку. Дети постигают тайны родного языка с самого рождения, и все первоклашки приходят в школу уже со своим словарным запасом. Слова и их значения каждый ребенок, как губка, впитывает от мам, пап, бабушек и дедушек, общения со сверстниками на игровых площадках и, конечно, из книг. У детей, которым родители постоянно читают, по убеждению Антонины Александровны, базовый уровень не только разговорного, но и литературного русского языка значительно выше и шире. Так что читайте, уважаемые родители, утром, днем, на ночь: когда выдается свободная минута. Это хорошее вложение в развитие ребенка, ведь каждая прочитанная книга — маленький кирпичик в фундамент его будущих достижений и открытий.
В этом фундаменте самый большой и крепкий пласт — знания, которые дают школа и учитель. Педагог не просто учит правилам и грамоте, он учит культуре речи, чтению текстов, ясно, доступно и понятно выражать свои мысли, формировать и высказывать свою точку зрения, анализировать и работать с информацией. Одним словом, он учит думать и применять свои знания во всех сферах жизни.
Матрешка в матрешке

Так учителя-филологи условно называют особую структуру предложений, когда придаточное внутри главного. Вот эту «матрешку» и нужно выделить запятыми с двух сторон. Тема довольно-таки сложная, но благодаря такой красочно-сказочной подаче намного лучше усваивается школьниками. Такая же ситуация и с морфемным разбором слов по составу. Как и матрешка в матрешке, разбор слова — это целая конструкция: приставка, корень, суффикс, окончание. Вот что-то одно, кроме, конечно, корня поменяй — получится новое слово, у которого будет уже совсем иной смысл. Интересно же! Не только дети, взрослые тоже с удовольствием играют в такие игры, оттачивая знания и смекалку.
Русский язык — базовый предмет в школе. С введением с нового 2023-2024 учебного года ФГОСов ничего в нем кардинально нового не появилось. В этом отношении филологам, в отличие от учителей истории, повезло — правила остаются неизменными десятилетиями, но, как говорится, есть нюансы. Язык живой, он постоянно развивается и видоизменяется. И учителя замечают это одними из первых — они же с детьми работают и сразу улавливают новые речевые обороты, слова-новинки, интересные сокращения. Все русисты —последователи Даля, Ушакова, Ожегова, авторов самых знаменитых словарей русского языка. Учителя, несмотря на безграничные возможности интернета, продолжают работать со словарями, потому что это намного интереснее и познавательнее, чем просто набор поискового запроса в сети, который выдаст ответ за считанные секунды. Три секунды — это очень мало для вдумчивого анализа.
Антонина Александровна старается приучить к работе со словарями своих воспитанников, используя элементы игры. Сперва дети просто знакомятся со словарями, потом пытаются на конкретных примерах разобрать по «запчастям» новые слова. Например, из молодежного сленга: где нужно ставить ударение, что оно означает, какие можно придумать на его основе однокоренные слова, какие можно к нему найти синонимы, какое слово из литературного русского наиболее отображает его суть. И дети с увлечением играют в юных лингвистов. Это не только интересно — это познавательно и заставляет мозг работать на полную, да и для запоминания материала такая подача максимально результативная. Одним словом, играя — познавай.
О родном и заимствованном

2023 год выдался очень богатым на федеральные законодательные инициативы, вводящие запрет на использование иностранных слов, вывесок магазинов на английском и многого другого, касающегося чистоты русского языка. А сохранение языка — это ни много ни мало сохранение нации. Ведь еще Ушинский говорил, что « …пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ». Потому и дело государственной важности — хранить и беречь русский язык. Но, опять-таки, есть нюансы.
Все, уверена, слышали образное выражение, что если русского хорошенько потереть, то татарин вылезет. Или наоборот: поскреби татарина — найдешь русского. Также и с языком. За свою многовековую историю он многократно менялся, и это процесс непрерывный. Вот когда Петр I прорубил окно в Европу, оттуда хлынули не только технологии того времени, но и сотни новых слов и понятий. Или Отечественная война 1812 года, когда наши войска вошли в Париж. Тогда и французы, и русские обогатили свои языки. К примеру, жизнь слову «бистро» дали русские казаки, которые требовали себе еду на чужбине, понукая местных кухарок «быстро, быстро». Вот интересно, в конечном итоге, — это слово имеет французские или русские корни?
Со временем к большинству заимствованных слов мы так привыкли, что уже и не понять, наше оно или не наше. Сегодня в языковом плане тоже «революционное» время и связано оно с развитием информационных технологий, поэтому всё, что касается компьютеров и IT-индустрии — это заимствованные слова, аналогов которым в русском языке нет.
Но в последние годы и в литературном языке, и в разговорном используется масса слов, аналоги которым у нас есть. Но они задвинуты на дальнюю полку. Вот только некоторые из них: анализ — разбор, антураж — окружение, аргумент — довод… Разве такое должно быть? «Конечно же нет!», — считает Дунина, которая как настоящий русист поддерживает многие законодательные инициативы по сохранению чистоты русского языка. Особенно у неё вызывает протест огромное количество вывесок магазинов на английском языке.
— Есть вообще «уникальные» по своей нелогичности примеры, когда, например, слово «цветы» на вывеске пишется вместо русских латинскими буквами. Зачем? — задается вопросом Антонина Александровна.
Об этом — чистоте языка и уважении к нему, нас, его носителей, заходит речь и на уроках. Дети до такой степени привыкли к вывескам на английском, что перестали воспринимать это как что-то противоестественное, мол, какая разница, мы же понимаем всё… Это тот случай, когда спорить бесполезно. И Антонина Александровна не спорит. Она просит своих учеников сфотографировать вывески магазинов на русском языке, когда они будут в других странах. За 23 года работы в школе никто ей таких фотографий так и не прислал, хотя многие её выпускники исколесили уже полмира, но нигде они не нашли магазинов, вывеска на котором была бы на нашей родной кириллице… Тогда почему мы с такой легкостью жертвуем своим в угоду чужому? Вот такие задания и примеры, учат уважать свой язык лучше тысячи слов. Спасибо Вам за это, Антонина Александровна!
Классику — в классы

Русский язык — это, в первую очередь, правила орфографии, пунктуации и многое другое, что нужно учить, понимать и уметь применять на практике. Без знания правил грамотным не стать, хотя Антонина Александровна, считает, что здесь не менее важен и дар от Бога, и высокая начитанность. А вот литература — это всегда нечто индивидуальное, сколько бы человек не прочитало «Войну и мир» Толстого, «Преступление и наказание» Достоевского, «Грозу» Островского — у каждого будет свое мнение, свои цитаты и монологи, которые запали в душу. Даже восприятие одного и того же текста в 16, 36 и 56 лет — разное. На себе проверено!
Это только кажется, что преподавать русскую литературу просто, мол, все уже давно по полочкам разложено, есть программный разбор текста и главных героев, которому учитель должен следовать. Но нигде в программах не говорится, как отвечать на каверзные вопросы школьников, которые появляются после прочтения любого произведения русских классиков. А вопросов много и больше всего их возникает именно по разбору межличностных отношений. Нужно очень грамотно и тонко разъяснить ребенку, почему «на чужом несчастье свое счастье не построить», когда в произведениях разных авторов главные герои поступают иногда диаметрально противоположным образом, например, как в рассказе «Кавказ» Бунина или «О любви» Чехова. И тут на первое место выходит не само произведение, а преподавательский талант учителя и его умение донести до своих воспитанников, что в нашей жизни есть не только белое и черное. В ней масса цветов и оттенков. И великая русская литература, в центре которой всегда человек, его душа, совесть, поиск смысла и метания — раскрывает это в полной мере. Нужно не просто уметь читать классику, нужно её пропускать через себя, личное восприятие. Это самое сложное, чему учит учитель литературы.
Фамилий классиков в школьной программе много, с этого учебного года в неё добавилась и «Молодая гвардия» Фадеева и «Момент истины» Богомолова — еще одно подтверждение, что все новое — это хорошо забытое старое. Все они достойны, чтобы быть прочитанными, услышанными и понятыми.
С Пушкиным — тут всё ясно, он и вправду наше ВСЁ. Чем старше ты становишься, тем острее это понимаешь и принимаешь. Они писал, как дышал. Удивительный, запредельный талант великого человека, в творчестве которого впервые русский разговорный, народный язык был соединен с литературным. За современный русский язык, который сегодня у нас в обиходе, мы все должны говорить спасибо именно Александру Сергеевичу.
А вот Достоевский в школьной программе не просто литература — это психология, и он, как автор, особенно близок людям, которые любят копаться в себе, сомневаться, искать истину. Кто не знает его сакраментального: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Вообще, «Преступление и наказание» уникальное произведение, которое дало толчок, на мой взгляд, развитию целого направления в литературе, соединив философию и психологию. Обо всем этом рассказывает на уроках Антонина Александровна, которая умеет говорить о сложном простыми и понятными словами.
Маяковский тоже не просто поэт-революционер, он — поэт-реформатор, обогативший русский язык массой «неологизмов Маяковского»: голоштанный, серпастый, молоткастый. Ну кто не знает эти уникальные словечки! Владимира Владимировича ещё нужно уметь читать! Вот на уроках Дуниной стихи Маяковского декламируют лучшие чтецы, и тогда весь класс замирает. А еще Антонина Александровна всегда ищет интересные факты из жизни классиков, которые только прибавляют интереса школьников к их творчеству. Например, у Маяковского была история с цветами для дамы его сердца, русской эмигрантки Татьяны Яковлевой, которая жила в Париже. Весь свой гонорар за выступления во Франции поэт отдал на то, чтобы от его имени Яковлевой, которая отвергла его ухаживания, приносили цветы. И даже после смерти поэта каждое утро в дом к женщине продолжали приносить букет цветов от Владимира Маяковского… Очень романтическая история, достоверность которой до сих пор под вопросом. Но именно такие вещи расширяют рамки школьной программы, позволяя детям по-новому взглянуть и оценить жизнь классика, по-новому, более остро, воспринимать его произведения. Поистине, так преподавать русскую литературу могут только русские учителя.
От бабушки — наука

Дунина сегодня добрунская, отсюда её муж и здесь они живут с момента свадьбы. А вот первое место работы у неё — Супоневская СОШ №2, которая в год выпуска Антонины Александровны из института только открылась, и учителя были очень нужны. Потом появилась вакансия учителя русского языка и литературы в школе рядом с домом, и всё. С тех пор они — Добрунь, лицей, и Дунина — неразлучны. И именно в родной альма-матер она смогла достичь тех высот, которые в 2023 году позволили ей войти в число лучших педагогов страны.
На личном сайте учителя Дуниной выложены десятки дипломов и грамот за победы — её и учеников — в различных конкурсах. Вот диплом Софьи Чиженок, победителя Всероссийского конкурса сочинений 2022 года, вот грамоты департамента образования и науки Брянской области Софьи Потаповой и Карины Свиридовой, призеров областного конкурса по русскому языку «Лингвистика для любознательных», конкурса чтецов «Я вхожу в мир искусств» и других. А вот Диплом победителя I степени Y Всероссийского педагогического конкурса «Моя лучшая педагогическая разработка», которого А.А. Дунина была удостоена за авторский материал «Диалектизмы». С этой работой связана интересная история. В деревне Полховка Мглинского района у местных был уникальных говор и сотни самобытных слов, например, здесь говорили «пан», а не «барин» или «господин». Видно сказался на словарном запасе тот факт, что более 120 лет Северская земля была под властью Литвы и Польши. И до границы Беларуси тут рукой подать, так что в итоге получилась ядрёная смесь диалектов всех мастей.
Но русский язык не только велик и могуч, но и очень хрупок. Переехав в последние годы жизни к своим детям, бабушка Антонины Александровны постепенно стала утрачивать в разговорной речи самобытные словечки, уникальный говор. Это еще раз подтверждает истину, что язык живой, и даже если человек носитель каких-то слов переезжает в другую местность, то со временем из его речи уходят и определенные слова.
У Дуниной к русскому языку как к науке тяга зародилась именно от своих бабушек, которые обе были полховские и местные диалекты в детстве были и частью её разговорной речи. Уже будучи студенткой, а потом молодым учителем, Антонина Александровна успела записать на диктофон уникальный говор своей малой родины в исполнении любимой бабушки. Последней сегодня уже нет, а её голос продолжает звучать на уроках русского языка в Добрунском лицее до сих пор…

Учиться у учеников

Принято считать, что учит учитель. Нет, ученики, в этом непрекращающемся действе «учить-учиться» играют такую же ключевую роль. Они тоже учат своего учителя: новым словам, восприятию современной действительности, информационным технологиям и компьютерным программам. А еще общение с детьми, по признанию Дуниной, не дает учителю впасть в ханжество и уверовать в себя как в последнюю инстанцию, мол, учитель априори прав. Учитель должен на пальцах доказать своим воспитанникам, что он прав, убеждена Антонина Александровна. И она это делает — убеждает, спорит, доказывает, учит — на каждом своем уроке вот уже 23 года. В отношениях «ученик-учитель» Дунина и её воспитанники на равных, может быть поэтому девчонки-старшеклассницы иногда приходят к Антонине Александровне просить совета в любовных делах. Ох, как надо постараться, чтобы оправдать это доверие и дать дельный совет, который будет только во благо.
Знаете, под информационным сообщением в группе «ВКонтакте» Добрунского лицея о присуждении А.А. Дуниной премии Министерства просвещения РФ за достижения в педагогической деятельности за короткое время появилось почти 50 комментариев и поздравлений от коллег-
учителей, учеников и их родителей. И среди этого многообразия есть один комментарий, который мне запал в душу. Написала его Лилия Федотова, которая, думаю, выразила мнение очень и очень многих родителей, детям которых посчастливилось учиться русскому языку и литературе у Дуниной: «Антонина Александровна, наша семья тоже присоединяется к поздравлениям. Я уже говорила Вам, что Вы Учитель с большой буквы. Вы за полгода смогли сделать то, что не каждому учителю удается сделать за несколько лет. Ваши уроки настолько хороши, что практически для всех детей русский язык и литература становятся любимыми предметами. Это действительно заслуженная победа. Поздравляем!»
Ну что тут скажешь: ни прибавить — ни убавить.

* * *
Хочется надеяться, что данный материал, написанный по итогу трехчасового общения с настоящим Учителем, станет уроком русского и для многих читателей «Деснянской правды». Берегите и храните свой язык — родной, живой и такой, как оказалось, хрупкий. Пока мы на нем думаем и говорим, мы — русские.

 

Еще по теме:

Июнь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Картина дня
13 июня 2024, 16:46

Капитальный ремонт Нетьинской школы прошел экватор

В начале текущей недели на главной строительной площадке среди общеобразовательных учреждений Брянского района  2024 года побывала рабочая группа по контролю за капитальным ремонтом Нетьинской школы во главе с главой администрации Брянского района Николаем Якушенко.

13 июня 2024, 16:20

100 баллов по химии — у Андрея Волчкова из Глинищева!

Андрей Волчков, выпускник Гимназии №1 Брянского района, сдал ЕГЭ по химии на 100 баллов, об этом сообщается в группе «ВКонтакте» администрации Брянского района». - Высокого результата на экзамене мне помогла добиться систематическая подготовка (далее…)

13 июня 2024, 16:07

В Супоневской поликлинике №2 — пополнение

В Супоневскую поликлинику №2 принята на работу врач ультразвуковой диагностики Ирина Александровна Силкина, об этом сообщается в группе «ВКонтакте» ГБУЗ «Брянская межрайонная больница». Ирина Александровна окончила Курский государственный медицинский университет (далее…)

6 июня 2024, 17:16

Семейная пара из Путевки — лауреаты X чемпионата по компьютерному многоборью Брянской области среди пенсионеров

3 июня в Брянском филиале ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В. Плеханова прошел региональный этап чемпионата по компьютерному многоборью среди пенсионеров, об этом сообщается в группе «ВКонтакте» ГБУ КЦСОН Брянского района.

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить