В.П. Яковенко: «Настоящий водитель должен смотреть на три шага вперед…»

15 июля 2023

В начале июля свой профессиональный праздник отметили сотрудники ГИБДД. Инспекторы дорожной службы в летний зной и зимнюю стужу стоят на страже безопасности движения транспорта и пешеходов.

На счету ГИБДД тысячи спасённых человеческих жизней. Зачастую сотрудники дорожной полиции первыми сталкиваются с вооружёнными бандитами, террористами, наркокурьерами и порой даже ценой собственной жизни останавливают преступников.
Временно исполняющий обязанности командира отделения ДПС ГИБДД МО МВД России «Брянский» старший лейтенант полиции Вадим Яковенко уже более десяти лет в профессии и до сих пор окрылён ей. Он рассказал журналисту «Деснянской правды» о специфике своей работы, о буднях и выходных днях сотрудников ГИБДД.

— Вадим Петрович, расскажите немного о себе: где родились, учились, как пришли в профессию?
— Родился в Брянске. В 2004 году окончил среднюю общеобразовательную школу № 2. Активно играл в теннис. Десять лет занимался дзюдо и самбо. Есть третий взрослый разряд по борьбе. Я вырос в семье силовиков, в нашем роду и военные были. С детства мечтал о службе в правоохранительных органах. На моё судьбоносное решение повлияли родители. Мне всегда нравилось, когда они уходили на службу и возвращались домой в строгой форме и при погонах.
Мой отец Пётр Александрович служил в Федеральной службе исполнения наказания заместителем начальника ВТК, с этой должности и ушёл на заслуженный отдых.
Мама Нина Гавриловна до 1995 года трудилась в Информационном центре УМВД России по Брянской области.
В 2007 году я стал выпускником Брянского филиала Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации.
— Как началась ваша служба после окончания вуза?
— В ГИБДД я служу с 2012 году, а в органах – с 2005. С 2007 по 2008 год работал участковым в ОВД Советского района Брянска. Затем поступил на службу в Брянский РОВД. Работал в ПДН. В 2012 году я перевёлся в отдельный батальон ДПС по Брянску и там прослужил инспектором десять лет.
Почти два года проработал старшим инспектором в Дятьково. Супруга Анастасия была на тот момент в «положении», мне ездить на работу далеко, да и помогать тоже надо. После рождения сына Александра мне предложили временно исполнять обязанности командира отделения ДПС ГИБДД МО МВД России «Брянский».
— Помните свой первый рабочий день в ГИБДД?
— Конечно, помню. В этот день, конечно, немного волновался. Но так как я человек любознательный, то мне было интересно с первого дня погрузиться в рутину дорожной службы.
— Какие качества нужно иметь, чтобы работать в ГИБДД?
— Желание, воля, стремление и что не маловажно – стрессоустойчивость.
— На слово «гаишник» обижаетесь?
— Нет, а на что тут обижаться? Это обычное слово, историческое можно сказать. Обидеться можно на другие слова. А это нормальное.
— Что входит в ваши обязанности?
— У меня преимущественно административная, бумажная работа. Общий контроль. Делаю расстановки нарядов, осуществляю проверку несения службы в нарядах ДПС. Мы также выезжаем в рейды, оформляем нарушения, если их выявляем.
— Чего удалось достичь за это время?
— Самое главное для меня – это семья. А в профессиональной деятельности удалось достичь повышения уровня безопасности дорожного движения и эта заслуга всей команды. Родина скажет нам: «Надо!». Мы ответим ей: «Есть!» — скажу так.
— Доход инспектора зависит от безаварийности на его участке?
— Ну, отчасти да, если накажут, то зарплата будет меньше.
— У ГИБДД есть план по сбору штрафов?
— Плана нет. «Палочную систему» отменило Министерство внутренних дел в 2011 году, когда переименовали милицию в полицию. Нарушителей воспитывает не количество штрафов, а понимание неотвратимости наказания.
— От чего зависит, выпишет сотрудник ГИБДД водителю штраф или просто предупредит?
— От степени тяжести его вины за нарушение правил дорожного движения. Есть статья 2.9 КоАП, которую можно применить в отношении гражданина, если он совершил малозначительное правонарушение, то мы можем устно ограничиться замечанием. А за грубое нарушение, которое предусматривает лишение прав, могут быть значительные штрафы.
— В России с марта 2009 года ввели схему европротокола, которая позволяет оформить ДТП самим участникам. В чём вы видите плюсы такой практики?
— Плюсы в том, что водители не ждут сотрудников ГИБДД, а разбираются в ДТП самостоятельно или с помощью аваркома (аварийного комиссара), чтобы сократить время нахождения при дорожно-транспортном происшествии. Это даёт возможность сотрудникам реально заниматься прямыми обязанностями – вести надзор и обеспечивать безопасность дорожного движения.
— В рейды часто выходите к своим сотрудникам?
— Практически ежедневно.
— Что для вас самое главное в вашей работе?
— Самое главное, наверное, если ты помог кому-то в беде. Несколько раз были ситуации, когда приходилось буквально спасать людей от необдуманных поступков.
Однажды в Брянске мы с коллегами девчонку лет девятнадцати-двадцати сняли с перил моста. Не дали ей совершить непоправимое. Мы поговорили с ней, успокоили, она плакала. Когда привезли домой — ей стало легче, девушка поблагодарила нас.
Получил как-то благодарность на официальном сайте управления ГИБДД по Брянской области от автолюбителя, попавшего в ДТП. Признаюсь, было очень приятно. Вот это, наверное, и есть главное не только в работе, но и в жизни – своевременно оказать человеку помощь.
— Какие ДТП происходят чаще всего?
— Думаю, важнее не какие, а из-за чего они происходят. Чаще всего по банальным причинам: из-за невнимательности, отвлечённости, усталости, стресса, погодных условий.
Когда меня учили водить, то всегда говорили, что нужно смотреть на три шага вперёд. Ты должен уметь предсказать ситуацию на дороге.
— Коллектив дружный?
— Дружный, сплочённый, профессиональный коллектив, который чётко выполняет поставленные задачи. Как и в каждом коллективе, есть какие-то проблемы и трения, но они положительно решаются в процессе несения службы. У нас работают люди достаточно опытные, которые проработали не один год в силовых структурах.
— Бывает, что сотрудники не выдерживают напряжённой работы?
— Бывает. Это психологически тяжело на самом деле. К этому привыкнуть надо, потому что мы можем и двое суток работать, и трое. У нас из-за оперативной обстановки, с учётом того, что проходит специальная военная операция, наши задачи немного поменялись и сейчас нас могут поднять и днём, и ночью. Нет такого, что я отработал до шести и ушёл домой. Телефон всегда при мне — работа продолжается.
— Как семья относится к вашей работе?
— Жена привыкла уже. У неё папа с двадцатилетним стажем в органах, поэтому она с пониманием относится к тому, что редко бываю дома.
— Много пьяных на дорогах? Как вычисляете их?
— Попадаются лица в состоянии алкогольного опьянения, но их стало на порядок меньше.
Глаз на подобную категорию водителей, поведение и манера вождения которых вызывает подозрение, уже намётан. Опыт!
— С какими правонарушениями приходится сталкиваться чаще всего?
— Чаще всего это какая-то мелочь: или свет не включат, или указатель поворота. Но это может быть ненамеренно. А грубые нарушения совершаются, как правило, осознанно и целенаправленно.
— Есть ли какие-то требования к внешнему виду?
— Разумеется! Сотрудники должны быть опрятно одеты, форма выглажена, аккуратно подстрижены и выбриты. Сейчас допускается ношение аккуратных бороды и усов, но внешность должна совпадать с фотографией в служебном удостоверении. Я считаю, что во многом внешний вид человека зависит от воспитания.
— Вадим Петрович, что можете сказать про культуру вождения в Брянском районе?
— Люди, которым 60-70 лет, ездят медленно, но неаккуратно. Представители молодого поколения не очень безопасно водят транспорт, потому что знаний ДОСААФа недостаточно, необходим опыт.
По моему мнению, у нас нет взаимоуважения на дороге между водителями. Едешь по трассе и видишь: стоит машина, никто не останавливается, дабы поинтересоваться у водителя, что случилось и нужна ли какая-то помощь. Лично я мимо никогда не проеду, помогу водителю, так воспитан.
В Белоруссии, например, водители могут остановиться, подсказать.
В Москве люди понимают, что если ДТП произойдёт, они простоят в пробке пять часов. «Моргнёшь» фарами, уступят тебе. А у нас «моргнёшь», и тебя специально начнут притормаживать.
— Бывает, что приходится рисковать жизнью?
— Да всякое бывает. Иногда целенаправленно пытаются сбить. Успевали отпрыгнуть в сторону. Я полагаю, что это люди, обиженные жизнью.
— Проводите занятия с молодёжью на предмет знаний правил дорожного движения?
— У нас в ГИБДД есть инспектор безопасности дорожного движения, он занимается пропагандой безопасности дорожного движения в учебных учреждениях Брянского района. Каждый занимается своим делом. Мы, например, регулярно устраиваем массовые рейдовые мероприятия, направленные на борьбу с нарушителями правил дорожного движения, так называемые «сплошные проверки».
— Довольны ли вы своей работой?
— Я нахожусь на своём месте. Постоянно самосовершенствуюсь. Моя работа – мой второй дом. Когда мне звонят со всего Брянского региона и консультируются со мной – это всегда приятно.
— Но не одной же работой жив человек… Мечта у вас есть?
— Мечта есть у всех. Потому что если ни о чём не мечтать, то нет развития. А так – есть мечта и к ней надо идти. Главное – это достойно отработать и уйти на заслуженный отдых, а ещё, чтобы ребёнок вырос здоровым, и хватило сил ему помочь в этой жизни.
— А хобби…
— Увы, свободного времени на различные увлечения практически нет.
— Понятно, работа занимает всё время. А с какими трудностями в своей
профессиональной деятельности вам ещё приходилось сталкиваться?
— Наибольшую трудность представляет собой общение с непонимающими людьми. Они тебя не слышат или не хотят слышать, поэтому возникают конфликтные ситуации, которые подвергают жизнь сотрудника опасности. К счастью, за всё время работы в ГИБДД мне удаётся выходить из конфликтных ситуаций и не доводить их до острой стадии.
— Есть ли какой-то особый случай на работе, запомнившийся вам?
— Я могу рассказывать эти случаи без остановки. Их реально много было. Можно уже мемуары про работу в ГИБДД писать.
— Вам приходилось участвовать в погонях?
— Да, приходилось. И много раз. Года четыре назад у нас была погоня за пьяным водителем. Мы его за неделю два раза оформили. Задержали на объездной дороге в районе Малого Отрадного. Нарушитель, бросив руль, перепрыгнул на заднее пассажирское сиденье, а машина в это время ехала со скоростью где-то
70 км/ час. Благо, что мы успели перекрыть дорогу, иначе могло бы лобовое столкновение произойти. Пассажир, сидевший справа спереди, тоже был пьян, он пытался рукой подруливать и остановить транспорт. Погоня увенчалась успехом, жертв не было, а пьяный горе-водитель был привлечён к административной ответственности.
— Какие вы дадите советы начинающим водителям при остановке сотрудником ГИБДД?
— Не бояться и не трястись. Вести спокойно диалог. Если человек ничего не нарушил, мы его проверим и отпустим. Он нам не нужен. Сейчас ситуация в стране не простая, мы выборочно проверяем транспорт, потому что могут оружие, боеприпасы, наркотики перевозить.
В рамках одного из мероприятий задержали с наркотиками людей, сейчас они отбывают срок в местах лишения свободы.
— С чем бы вы хотели обратиться к участникам дорожного движения?
— Есть такое мудрое выражение, которое мне очень нравится: «Правила дорожного движения написаны кровью». У меня случались различные ситуации, в которых водители не останавливались на сигнал сотрудника ГИБДД и потом люди погибали. Мы просто так никогда не останавливаем автотранспорт. Но в последнее время процентов на сорок автолюбители стали реже нарушать ПДД.
Уровень культуры соблюдения правил дорожного движения поднялся. Повлияло увеличение штрафов. Человек прекрасно понимает, что деньги за штраф лучше потратить на приятную вещь, например. Если будет это происходить сознательно, то меньше будет ДТП и пострадавших. Это же имущество, люди его наживают, машину купили, потом разбили и появляются новые финансовые проблемы, а хуже того – проблемы со здоровьем от пережитого.
Поэтому соблюдайте правила дорожного движения и на остановку сотрудника ГИБДД реагируйте адекватно.
— Вадим Петрович, как вы относитесь к военной службе в армии по контракту?
— История снова нам бросила вызов. Наша Родина нуждается в помощи. И отказать ей в этом будет являться предательством.
У меня выслуги уже достаточно, я могу уйти на пенсию хоть завтра. И не боюсь того, что меня мобилизуют в армию и отправят на передовую для участия в специальной военной операции. Моя супруга даже к этому готова.
Я считаю, что военная служба в армии по контракту – это в первую очередь защита интересов и свободы Родины, и каждый россиянин обязан встать в строй и бороться за каждый метр родной земли, потому что на ней живут наши семьи. Ведь, что такое Родина? Каждый понимает под этим словом что-то своё, а для меня – это моя семья. И я обязан её защищать.

 

БАРС Брянск

Еще по теме:

Июнь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  
Картина дня
20 июня 2025, 15:43

Госавтоинспекция Брянского района проводит акцию

Госавтоинспекция Брянского района совместно с ООО "Брянской дорожно-строительной компанией №1" установили информационные (далее…)

20 июня 2025, 15:28

В Добруни волейбольный турнир «Спорт против наркотиков» выявил сильнейших

В Брянском районе, в деревне Добрунь, вчера на базе Межмуниципального физкультурно-оздоровительного комплекса состоялся волейбольный турнир, (далее…)

20 июня 2025, 09:17

Супруги Волковы из Свени Брянского района отметили 50-летие совместной жизни

14 июня  в одной дружной семье Брянского района, где царят любовь, мир и взаимоуважение отметили золотую свадьбу. Прожить столько лет в браке — это не поле перейти. Супруги Волковы познакомились, когда были молоды и красивы. Сегодня наш рассказ о золотых юбилярах.

19 июня 2025, 15:51

Волонтёры посёлков Путёвка и Мичуринский отправили партию гуманитарной помощи

По благословению митрополита Брянского и Севского Александра, руководитель военного отдела Брянской епархии иерей Константин Васильев совместно с благотворительным центром «Дом Волонтера», (далее…)

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить