В.Я. Шведов: «Я счастливый человек. Я всю жизнь занимаюсь любимым делом»
Летом 2023 года Валерий Яковлевич Шведов, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза фотохудожников России, награжденный орденом «За благие дела», отмечает знаковую дату в своей профессиональной жизни — 35 лет в должности директора одного из ведущих учебных заведений дополнительного образования не только Брянского района, но и России— детской школы искусств деревни Добрунь.
Откровенный разговор с одним из самых узнаваемых и уважаемых работников культуры Брянского района начался с философского вопроса: «Культура — это базис или надстройка?»
— Конечно — базис, — не раздумывая отвечает Валерий Яковлевич. — Это код самоидентификации любой нации. Именно культура лежит в основе самобытной России, которая во всем мире имеет свой неповторимый, узнаваемый колорит. И понятие «культура» очень широкое — это грамотная русская речь, народное творчество, классическая и современная музыка, богатое наследие прозаиков и поэтов, художников, умение вести себя в обществе, даже одеваться… Если вы хорошо знаете историю нашей страны, то можете выявить одну закономерность — все гениальное в жизнь государства привносили культурные люди. Все открытия, все лучшие произведения — это наследие культурных людей. Они были есть и будут двигателями прогресса.
— Значит вы готовы поспорить с Карлом Марксом, который утверждал, что культура — часть надстройки над экономическим базисом общества?..
— Спорить не буду, но от своих слов не отступлюсь. Культура — это базис не только для России, но и для всех стран и континентов. И в этот базис я включил бы три главные составляющие в той последовательности, в которой озвучу — культура, образование, здравоохранение. Потому как культурный, образованный и духовно здоровый человек — это одно целое. Такие люди горы могут свернуть! И история России и выдающихся россиян — прямое тому подтверждение.
Пример отца — наука сыну
По своему характеру Валерий Яковлевич далеко не философ и не теоретик. Он практик. От земли, от сохи и от её величества музыки. В нее он был влюблен с детства, как и его отец Яков Иванович который виртуозно играл на гармошке и баяне, а в деревне такие умения всегда ценились. Так что пример отца — сыну наука.
В 12 лет пошел в музыкальную школу. Сам инструмент был больше юного музыканта, но таскал его Валера до школы в поселке Лопушь от своей родной деревни Бородино на своих двоих. Никогда не жаловался, потому как хотел учиться и получал от самого процесса истинное удовольствие. Когда закрыли филиал музыкальной школы в Лопуше, продолжил учебу в Выгоничах, где попал в класс к талантливому педагогу Павлу Пряхину. За выбранную на всю жизнь профессию Валерий Яковлевич благодарит своего учителя, для него он по сей день самый верный компас в преподавательской деятельности.
Глаза боятся, руки делают
К 17 годам Валерий Шведов закончил «десятилетку» основной школы и 5 лет музыкальной. Куда поступать вопрос не стоял: в Брянское училище культуры. Отучившись в нем несколько месяцев, он был призван в армию, где, как музыкант, попал в состав духового оркестра, так что и вся служба с музыкой рука об руку прошла. Впрочем, у всех музыкантов в этом плане одинаковая история: талант на стрельбищах не губят, так как в каждой части есть своя художественная самодеятельность, оркестры и ансамбли. В армии Валерий также продолжал заниматься любимым видом спорта — лыжами. Защищал на армейских стартах честь родной дивизии на лыжных гонках и весьма успешно.
После демобилизации забрал документы из Брянского «кулька», как в обиходе тогда называлось училище культуры, и поступил в Орловское музыкальное училище. Закончил его не только дипломированным специалистом с «корочкой» преподавателя по классу баяна и руководителя народных инструментов, но и семейным человеком. По распределению должен был попасть в Хотынец Орловской области, но переиграл — хотел домой на Брянщину. А как раз в родной Выгоничской музыкальной школе требовался директор. С руководителями в то время не ладилось, ни один больше чем на полгода-год не задерживался, и все рушилось в организационном плане. Одним словом, работа была, но с подвохом. Впрочем, вопрос справится ли молодой 26-летний специалист с новой должностью, стоял только для вышестоящего руководства в областном управлении культуры, а не для Валерия Яковлевича. Характер у него такой, что глаза может быть и боятся, а руки делают. Да и не привык он пасовать перед трудностями.
Надо отдать должное таланту молодого руководителя: с непростой ситуацией в Выгоничской музыкальной школе он справился за два года. Школа опять пошла по всем показателям вверх, побеждала в конкурсах, а преподаватели в 50 лет так отжигали «цыганочку», что все просто диву давались, где такие таланты раньше пылились.
Хозяйская жилка
В деревнях испокон веков кличка — как второе имя. А бывает, что и первое. Моего деда Семена в родной Малиновке все звали Казбетом. Наверное, производное от названия папирос «Казбек», которые он постоянно курил. Все дети и внуки его стали тоже казбетами, как будто по наследству кличка передалась.
У Валерия Яковлевича тоже было такое говорящее второе имя — Хозяин. Как-то к ним в дом гости пришли, а родителей нет. Маленький Валера не растерялся: стол накрыл и даже по 50 грамм гостям налил — все домочадцы знали, где стоит «горячительное». Надо сказать, в родительском доме никто спиртным не злоупотреблял, но оно было, потому как «жидкая валюта» в деревнях всегда имела вес — огород вспахать, забор или крышу прохудившуюся починить, да мало ли чего надо… Вот накормил гостей Валера до отвала, и с их легкой руки стал настоящим маленьким хозяином. А было тогда пацану только 6 лет!
Рос самостоятельным. И всегда знал, чего хотел. По дому умел делать любую работу, помогал родителям по хозяйству: огород вскопать, травы накосить, дров наколоть, что надо — отремонтировать. В 9 лет самостоятельно сварил свой первый борщ, в 10 — доил корову. Хоть руки музыканта, но никакого дела не чурался. А в15 лет Валерий полностью отказался от родительского довольствия, на себя зарабатывал сам. В этом возрасте создал вокально-инструментальный ансамбль. Выезжали с концертами на поля, потом еще один способ подзаработать появился: играл или, как в музыкальной среде в 80-х годах говорили, «лабал» на танцах и свадьбах. Хватало не только себе, но ещё и отцу с матерью, брату и сестре помогал. А какие блины умеет печь Валерий Яковлевич, пальчики оближешь! И мед у него со своей пасеки, которую он держит в родительской усадьбе по сей день. Одним словом, хозяин. Кличку очень точную ему в детстве дали. В деревнях на этот счет никогда не ошибаются — подмечают главное.
Первые в Брянской области
После двух лет работы в Выгоничах, в 1988 году В.Я. Шведов пришел на должность руководителя Добрунской музыкальной школы, филиал которой в те годы был даже в Фокинском районе Брянска. И здание самой школы было уникальное — первое типовое в области специально для музыкальной школы. Спасибо за него тогдашнему руководителю хозяйства. Вместе с теплицами он начал строить учреждение культуры, чтобы детям было где свои таланты раскрывать и развивать. Школа была сдана в эксплуатацию даже раньше тепличного комбината. Первая свой отсчет ведет с 1975 года, второй — с 1976. По этому поводу даже шутка-каламбур родилась, что мол культура в «Культуре» всегда на первом месте.
Правда, когда Валерий Яковлевич, познакомился ближе с новым местом работы, эйфории от назначения в нем поубавилось. Если говорить точнее, слегка поубавилось. Потому как демагогию разводить было некогда, надо было работать. А работы — край непочатый. Это только на бумаге было первое в области типовое здание музыкальной школы, а расквартировались в нем медпункт, газовая служба, художественная мастерская, а второй этаж был отдан под общежитие. Самой музыкальной школе досталось 3 кабинета, где велось преподавание только по классу аккордеона, баяна и духовых инструментов. Не густо. Но лиха беда начало.
Первые в России
Как у Валерия Яковлевича получилось в короткие сроки выселить всех «квартирантов» и вернуть здание школы исключительно в лоно культуры, история умалчивает, но, думаю, легко не было. Зато результат — налицо. С приходом В.Я. Шведова в школу в приоритете в ней всегда было творчество. Поиск талантов и новых направлений. Например, знаменитая цирковая студия «Шапитошки», которая сегодня является визитной карточкой ДШИ д. Добрунь была образована в 1992 году, первой среди подобных учебных заведений в России. У директора просто чутье было на такие новшества — он знал, что должно прижиться, чем заинтересовать детей, ведь таланты у всех разные и каждому нужно дать шанс раскрыться. В этом же году в школе было образовано театральное отделение, на тот момент первое в Брянской области. Тоже идея беспроигрышной оказалась. А в начале 2000-х в ДШИ был сформирован ансамбль барабанщиц, художественным руководителем которого бессменно является В.Я. Шведов. Его детище тоже стало визитной карточкой не только учебного заведения, но и всего Брянского района.
Все последние десятилетия количество специализаций росло, как на дрожжах. К уже имеющимся классам баяна и аккордеона добавились фортепиано, скрипка, гитара, медные и духовые, ударные инструменты, сольное эстрадное, хоровое пение, хореографическое отделение. Сегодня в числе общеразвивающих программ дополнительного образования есть живопись, прикладное творчество, дизайн. Представляете, все это в обычной сельской детской школе искусств! Да у нас в областном центре такого многообразия отделений и специализаций нет. Неудивительно, что число обучающихся перевалило уже за 500 человек, это с учетом двух филиалов ДШИ в Новых Дарковичах и Стеклянной Радице. И количество детей только растет. Например, на конец 2022-2023 учебного года в школе числилось 526 учащихся, а на новый учебный 2023-2024 год в списках уже 535 человек и набор продолжается.
Учителями славится Россия
Проблем с детьми, желающими заниматься в детской школе искусств д. Добрунь, нет. Наоборот, слава учебного заведения бежит уже впереди него. Есть опыт, прекрасная материально-техническая база, инструменты, победы в конкурсах, площадки для выступлений. Одним словом, репутация! Но вот с преподавателями в последние годы начинают появляться трудности. А лет через пять-десять с ними, вообще, может быть беда. И не только конкретно в Добрунской ДШИ, но и в других музыкальных школах нашего региона. Дело в том, что после создания на базе трех Брянских училищ (художественного, музыкального и культуры) единого учебного заведения — Брянского колледжа искусств, значительно уменьшилось количество мест по специализациям будущих потенциальных преподавателей. Например, баянистов, аккордеонистов и пианистов выпускается ежегодно меньше 10 человек. Большинство из них планируют дальше учиться в высших учебных заведениях с музыкальным уклоном и уезжают в Москву, Санкт-Петербург и другие города. А преподавать в ДШИ региона идут единицы. Уже сегодня в музыкальной среде начинается битва за преподавателей: их переманивают, берут без опыта работы, мол, сами на месте всему научим.
В Добрунской ДШИ 28 преподавателей, 6 из которых из Брянского района, а остальные из областного центра. Каждый профессионал, каждый на вес золота. Вот ушел преподаватель по классу скрипки, и никого найти не могут, пришлось пока закрыть направление, а ведь скрипка — королева музыки. Но, слава Богу, даже преподаватели с брянской пропиской из Добрунской ДШИ не уходят — здесь они получили возможность творчески реализовываться сами, раскрывать таланты своих воспитанников. Опять же — репутация, участие во всероссийских и международных конкурсах, которые приносят славу и преподавателю, и родному учебному заведению. От таких бонусов не отказываются.
Культурная революция и «Наша красавица»
Реализация национального проекта «Культура» стартовала в Брянской области в 2019 году. И сразу же Детская школа искусств д. Добрунь оказалась в числе победителей регионального проекта «Культурная среда». Впрочем, слово «оказалась» по смыслу в корне неверно, как будто кто-то включил её в число победителей. Нет, чтобы попасть в это число нужно было пройти огонь, воду и медные трубы, доказать, что по основным показателям своей деятельности ты являешься лидером. Вот Добрунская ДШИ, наряду с такими именитыми учебными заведениями, как Детская школа искусств №1 имени Т.П. Николаевой из областного центра, где более 1000 обучающихся, вошла в четверку лучших учебных заведений дополнительного образования Брянской области. Победили во всех рейтингах, прошли семь кругов подготовки документации, но выиграли и получили за счет федеральных средств новые музыкальные инструменты. Тогда на сумму в 678 с хвостиком тысяч рублей были закуплены пять аккордеонов, малые барабаны, тренировочные пэды, барабанные палочки, необходимая учебная литература.
А в 2020 году новое начинание и победа — в Детской школе искусств д. Добрунь Брянского района в рамках государственной программы РФ «Развитие образования» был проведен капитальный ремонт. Очень долгожданный. Тут директору В.Я. Шведову и всему преподавательскому коллективу пришлось покрутиться, как ужам на сковородке. Но крутились, добивались использования лучших материалов, отстаивали свою точку зрения, контролировали каждый шаг строителей, чтобы не было халтуры. Хозяйская жилка директора и тут сыграла на руку всему учебному заведению: кровля на крыше самая качественная, которую на тот момент нашли, панели фасадов — единственные на всю область, раньше такие никто не использовал. Сегодня, несмотря на то что после капитального ремонта прошло уже почти три года, все сверкает чистотой и ухоженностью. Нигде ничего не сыпется. Сделано на совесть! И неудивительно, что Николай Николаевич Якушенко, глава администрации Брянского района, говоря о Добрунской детской школе искусств называет её не иначе как «наша красавица». Красавица и есть, ни капельки не преувеличено! А ещё она — самое яркое здание всего Добрунского сельского поселения, переступая порог которого сразу понимаешь, что ты в храме искусства и культуры.
Талантливые люди талантливы во всем
То, что сегодня представляет собой Детская школа искусств д. Добрунь Брянского района — это результат совместной работы администрации Брянского района, специалистов департамента культуры региона и управления культуры, молодежной политики и спорта Брянского муниципального района и, конечно, директора Валерия Яковлевича Шведова и его коллег, преподавателей ДШИ. Все они — увлеченные, талантливые люди, которые живут своей работой, достижениями учеников. И пусть далеко не все дети свяжут свою жизнь с искусством, культурой и творчеством, но ребенок все равно никогда не перестанет быть культурным и творческим человеком. Это в нем заложено годами учебы на всю жизнь.
Но есть кроме основной работы у Валерия Яковлевича ещё одно увлечение, к которому относится очень серьезно — фотография. Он не просто артист, музыкант и директор, но и фотохудожник — мастер светотени и композиции. Ведь чтобы фото получилось таким, как ты это видишь, свет, тень и композиция должны сойтись в один пазл. Сперва в твоей голове, а потом в объективе твоего фотоаппарата. С этим талантом можно родиться, а вот оттачивать его нужно всю жизнь, постигая тонкую науку. У Валерия Яковлевича в этом искусстве были прекрасные учителя, среди которых есть и такие корифеи, как Аркадий Курдиков.
Сегодня за плечами у Валерия Яковлевича Шведова три персональные выставки — в Брянском и Выгоничском районах, в городском выставочном зале Брянска. А сколько его фотографий выставлялось на коллективных выставках фотохудожников областного и всероссийского уровней — уже и не сосчитать. А в родной Детской школе искусств д. Добрунь его работы висят на стенах первого и второго этажей. Красиво, талантливо, с любовью к родной природе и людям сделанные снимки. И не просто снимки — фотокартины. Поистине, талантливые люди талантливы во всем.
О планах, задумках, мечтах
Любой человек, достигнув одной цели, ставит перед собой другую. Это правильно, без этого нет развития. У Валерия Яковлевича такие цели были всегда: вывести Детскую школу искусств на уровень лучшей в районе и области, обустроить, сделать ремонт, приобрести новые инструменты, оборудование, создать новые творческие коллективы получить возможность выступать на больших площадках. У каждой вчерашней мечты сегодня есть её воплощение в жизни. Образцовый хореографический ансамбль «Магия танца» (художественный руководитель Гунько Е.М.), образцовый цирковой коллектив «Шапитошки» (руководитель Рябцева Н.А.), ансамбль барабанщиц (руководитель Шведов В.Я.), сводный хор и вокальные группы, ансамбли различных составов — неизменные победители областных, всероссийских и международных конкурсов. В этом году воспитанники ДШИ впервые дали большой концерт в городском Доме культуры Советского района
г. Брянска, который прошел на ура. А в местном Добрунском ДК отчетные концерты юных артистов идут по 2-2,5 часа при полном аншлаге и никто за это время из зала не уходит. А когда В.Я. Шведов только пришел работать в Добрунскую музыкальную школу на отчетных концертах присутствовали максимум 20-30 человек. Между этими концертами 35 лет разницы, и просто пропасть в восприятии земляками и почетными гостями таких программ. Пропасть, длинною в творческую жизнь музыканта и руководителя в одном лице.
В планах на завтра — найти достойную площадку в Москве и дать концерт силами сельской ДШИ в столице нашей родины. Это такой стимул для развития, самореализации и юных звездочек, и их талантливых преподавателей. Москва не сразу строилась, все получится. Завтра. Мы в это верим.
А ещё, это в душе В.Я Шведова глубоко внутри, есть одна нереализованная мечта — создание православной гимназии Брянского района. Когда-то он был в одном шаге от исполнения задуманного: на руках все документы, получено благословение от Архимандрита Никодима, но… не нашлось достойного помещения. Вроде бы всё это вчерашний день, но нет-нет, да промелькнет в мыслях, что есть в его жизни еще не закрытый гештальт…
***
Цели, к которым нужно стремиться, должны быть обязательно. Есть они и в ДШИ. Они ориентир, маяк, на который равняется вся Детская школа искусств д. Добрунь Брянского района во главе с его бессменным на протяжении 35 лет руководителем — Валерием Яковлевичем Шведовым: артистом, фотохудожником, музыкантом, прекрасным другом, мужем и отцом. Человеком, который без пиетета говорит, что он счастливый человек, потому что всю жизнь занимается любимым делом. Но сколько он в это дело вложил души, терпения, упорства, нервов — знает, наверное, только он сам. Но все это мелочи, когда ты видишь результат. Значит, всё было не зря, значит, ты в этой жизни занимаешь свое место.