О самом лучшем детстве, какое только может быть
Быть первопроходцем в своем деле – задача сложная и ответственная.
Но образцовому цирковому коллективу «Шапитошки» Детской школы искусств д. Добрунь в этом нет равных – на протяжении тридцати лет им удается держать самую высокую планку.
История коллектива берет свое начало в далеком 1993 году – об отделении циркового искусства многие школы дополнительного образования и мечтать не могли, а в Добруни оно уже появилось. Тогда, тридцать лет назад, Рябцева Наталья Алексеевна пришла, как сама говорит, на «пустое место»: в классе не было ничего, кроме стен. Это был тяжелый период – приходилось из ничего создавать подходящие условия для детей. Обрастая инвентарем и реквизитом, опытом и мастерством, цирковое отделение стало приобретать уникальную техническую базу: сегодня дети могут заниматься абсолютно всем, кроме, наверное, дрессуры. Если раньше в студии числилось пятнадцать-двадцать учащихся, то на сегодняшний день их более пятидесяти.
Наталья Алексеевна влюблена в цирк с детства: сначала занималась сама, затем решила посвятить жизнь преподаванию циркового искусства. И эта любовь взаимна – доказывают многочисленные титулы коллектива, дипломы и награды. Но, конечно, дело не только в блестящих результатах – любовь Натальи Алексеевны так сильна, что и по ее стопам идут ученики школы: стремятся преподавать, перенимают опыт старших, продолжают сложившиеся традиции циркового коллектива.
Сегодня двери студии распахиваются для детей от пяти лет – в подготовительный класс принимают всех ребят, затем идет отбор по необходимым физическим качествам: гибкости, силе, координации движений, чувству ритма – хореография не менее важна для выступлений, чем сложность трюков. Однако путь от первого занятия в классе до выхода на арену – долог и тяжел, потому что цель не просто выйти и выступить хоть как-то, а показать настоящее мастерство. И нет такого праздника, на котором бы не выступали «Шапитошки» — и школьные, и поселенческие, и районные, и областные. Дети смотрят и анализируют выступления других артистов (например, захватывающие номера Cirque du Soleil), участвуют в мастер-классах артистов Брянского цирка – студия активно взаимодействует с коллективом цирка.
Красивой запятой (ни в коем случае не точкой) в истории образцовой цирковой студии стал XII международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Снежный Карнавал» в Костроме, по результатам которого учащиеся привезли в Добрунь самые высокие награды – I место с номером «Русские матрешечки», спец-приз за номер «Акробаты» (Дунаева Александра, Косарим Злата, Кривоножко Вероника, Шандакова Дарья), I место – сольный номер «Каучук» (Пузырева Софья), а также дипломы лауреатов II и III степени.
С Натальей Алексеевной мы встретились между занятиями студии – у нее выдалась свободная минутка, чтобы ответить на несколько вопросов.
— Наталья Алексеевна, Вы долго готовились к конкурсу?
— Полгода по пять раз в неделю. В этот раз готовили новые номера. «Русские матрешечки», например, очень интересный номер: в нем участвуют дети от 6 до 14 лет. В этом и концепция – что дети, как матрешки, от мала до велика. Конечно, для маленьких детей это было непросто: они только начинают заниматься, а трюки уже требуют определенной подготовки. Но они, безусловно, молодцы: выдержали нагрузку. Самые маленькие, а перенесли напряжение даже лучше, чем взрослые. В Брянске с этим номером взяли гран-при, в Костроме – I место.
Еще один хороший номер «Каучук». В Брянске выиграли гран-при, заметили его и в Костроме. В жюри была заместитель директора Костромского цирка, она отметила, что далеко не всякий ребенок способен выполнять такие сложные трюки. В Костроме он занял I место.
Еще один номер – «Акробаты». В нем участвуют четыре девочки возрастной категории старше 13 лет. Жюри в Костроме отметило невероятное исполнение, сложнейшие трюки, за этот номер присудили спец-приз: его получили только три группы на конкурсе, мы – одни из них.
Девочкам было тяжело: во-первых, некоторые из них работали сразу в нескольких номерах, надо было успеть переодеться, во-вторых, силовые трюки были сложные. Еще два номера из пяти взяли на гала-концерт: в лучших конкурсных номерах оказались «Матрешечки» и «Акробаты».
— Удалось посмотреть Кострому?
— Да, конечно. Была большая обзорная экскурсия по Костроме: посмотрели исторический центр, посетили беседку Островского, побывали в Ипатьевском монастыре, в Резиденции Снегурочки были. Там для детей провели мастер-класс по складыванию из салфетки кролика – символа Нового года. Детям очень понравилось! Также посетили Музей сладостей «Русские сласти», ребята попробовали вкусности Костромы, посмотрели процесс их изготовления и даже сами приняли в нем участие. Помимо того, что мы поучаствовали в конкурсе, получили заслуженные призы, дети еще и узнали что-то новое, культурно развились.
— Тридцать лет – долгая история. Какие, по вашему мнению, моменты запоминаются навсегда?
— Поездки, конечно. Для некоторых детей это первый выезд за пределы Брянска. Горящие от впечатлений детские глаза – дорогого стоят. Естественно, это и первый поход детей в цирк: в закулисье, на арену. Для всех цирк – это сказка, а у детей появляется возможность побывать в «изнанке» этой сказки. Дети видят артистов цирка, хотят с ними сфотографироваться. Это западает в душу.
— Театр, как известно, начинается с вешалки. С чего начинается цирк? («С каната!» — смеется директор ДШИ д. Добрунь Валерий Яковлевич Шведов, Наталья Алексеевна добавляет: «Это потому, что я работала на канате» — прим. авт.)
— Цирк начинается с огромных трудностей. Тот, кто может пройти их, остается с нами. А те, кто думает, что цирк – это только стразы и пайетки, сияние и блеск, — на арене все выглядит очень легко и красиво, — не выдерживают нагрузок, потому что начинают понимать: за красотой стоит огромнейший труд. Сквозь слезы, падения – сами понимаете, чего только не бывает. Но дети умеют собираться, вытирать слезы и работать дальше.
— Говоря о блестках и пайетках, что насчет костюмов — покупаете или заказываете в ателье?
— Шью сама для каждого ребенка. Раньше были родительские взносы, сейчас на материалы выделяются средства.
— Как сохраняете мотивацию?
— Дети мотивируют друг друга. Маленькие смотрят на старших, как на образец. Старшие поддерживают: где-то успокоят, где-то погладят. Для малышей внимание со стороны более старших детей даже ценнее, чем мое. У нас один коллектив. Я всегда детям говорю: мы семья. Ребята всегда друг с другом: старшие присматривают за младшими, водят за руку, чтобы не отстали. У нас дружная семья.
— Какой ваш любимый цирковой жанр?
— Для меня они все одинаковы. Я должна владеть любым жанром и показать детям все. Если я его не люблю, то они это почувствуют.
— А ваша «изюминка», коронный номер?
— Акробатика. Может, это связано с тем, что меньше реквизита требуется, можно задействовать большее количество детей. Если упражнение в воздухе (канат, обруч) – то это один ребенок, если на земле – то детей множество. Никто не скучает – мы работаем группой.
Сложность, конечно, в массовости, физической подготовке: некоторым может не хватать силы, гибкости для определенного трюка. Тогда занимаемся отдельно, готовим ребенка физически.
Трюк придуман, есть «фишечки», но чего-то не хватает. Тогда работаем: естественно, за день мышцы не накачаешь, гибким не станешь – это долгий процесс.
— Талантливого ребенка видно сразу?
— Конечно. Гибкость, сила, координация сразу видны. Мы даем задания на вступительных испытаниях: всегда становится понятно, к чему склонен ребенок. Исходя из этого ставим определенные номера: если у ребенка хорошая координация, то предлагаем жонглирование, если гибкость – то «Каучук», например, у нас девочка с этим номером выступает, с жонглированием у нее чуть-чуть похуже, а вот гибкость невероятная. Поэтому упор делаем на эти качества.
— В каких конкурсах вам хотелось бы поучаствовать?
— В «Золотом сечении» Московского циркового училища. В жюри многие известные цирковые артисты, например, братья Запашные. В этом конкурсе участвуют только цирковые коллективы, поэтому уровень очень высокий, стремимся туда.
— Тридцатилетие – серьезная дата. Как будете отмечать?
— Пока никак! В отделении только один преподаватель. Есть театральные занятия, их ведет один человек, хореография – тоже есть преподаватель. Все цирковые предметы веду я: детей много, нагрузка очень большая. Пока невозможно физически подготовиться. Двадцатипятилетие праздновали в Доме культуры – у нас был большой концерт, в нем принимали участие все дети коллектива: начиная с детского сада до взрослых. Но ориентировочно в апреле будем отмечать.
— Какие планы строите на следующий год?
— Мы только приехали с конкурса, нам выдали сертификаты номинантов: то есть, приглашают в Москву как лауреатов I степени. Дети хотят продолжать заниматься, наверстывать некоторые упущения – не всегда все получается идеально. Будем стремиться усложнять, «вычищать» номера, чтобы поехать в Москву.
Заинтересованы в этом и родители, чтобы дети выезжали за пределы Брянска, посмотрели другие города благодаря конкурсам. Мы были в Белгороде, Воронеже, Санкт-Петербурге, везде о нас хорошие отзывы. Коллектив слаженный, дружный, дети стремятся к победе.
— Что пожелаете коллективу в новом году?
— Ученикам желаю новых свершений и побед, не останавливаться на достигнутом. Здоровья, конечно: с этим есть сложности, потому что невозможно ставить массовые номера, если ребенок болен. Цирк – это поддержки, поэтому если даже одного участника коллектива нет, то репетиция сорвана.
Александра АНАЦКАЯ.