В Хотылёво возрождают усадебный парк
В Брянском районе немало мест, заслуживающих к себе внимания. В числе таковых — село ...
В Брянском районе немало мест, заслуживающих к себе внимания. В числе таковых — село Хотылёво, расположенное в двух десятках километров от областного центра. На машине по асфальтированной дороге немного времени занимает. Можно – общественным транспортом доехать.
Начало интересу к селу положило обнаружение брянским археологом, Заслуженным работником культуры РСФСР Ф.М. Заверняевым, в его окрестностях стоянки древнего человека. Сделанные в послевоенные годы открытия эпохи Микулинского межледниковья (Хотылёво 1) и верхнего палеолита (Хотылёво 2) тут же получили всемирную известность. Что же касается другой достопримечательности – усадьбы Тенишевых, то ей в плане известности повезло меньше. У неё имелись все шансы уподобиться усадебному дому, сохранившемуся лишь на фотографии. Сохранились только парк и фрагмент спускавшейся к реке гранитной лестницы. За что и «ухватились» историки БГУ, положившие начало возрождению усадьбы с реставрации того, что вузу оказалось по силам, – с парка. Каждое лето студенты исторического факультета на практике занимаются реставрацией, если так можно выразиться, культурного наследия Брянщины.
Практика проходит под руководством доктора исторических наук Александра Михайловича Дубровского, который на вопрос корреспондента, как давно студенты «шефствуют» над парком, ответил, что очень давно. «Вы спросите: «Где же большой результат?» Но каждый год растёт трава, кустарник, деревья; какие-то падают… Опасность превращения парка в лес сохраняется. От всего этого парк надо расчищать, как грядки на даче. Мы превратили эту работу в обязательную практику – часть музейной практики. Сначала студенты посещают музеи, потом ухаживают за памятниками культуры. Для этого надо засучить рукава, взять грабли, лопату, чтобы почувствовать своё дело, надо знать его с самого нижнего этажа».
Студенты в парке разбили свой палаточный лагерь. Как раз был обед, когда к ним приехал корреспондент. Пока Александр Михайлович был занят трапезой, удалось поговорить с теми, кто, пообедав, вышел из-за стола. Один собеседник, которого звали Никита, учится на истфаке. Он из Злынки. О том, кто такие Тенешевы, узнал от преподавателя в университете. Другой студент истфака, его тёзка, оказался из Бежицы и тоже признался, что до поступления что-то там слышал… На шутку про Троекурова, одного из главных героев романа А.С. Пушкина «Дубровский», оба никак не отреагировали. Пришлось кратко пересказать сюжет, после чего бежицкий Никита вспомнил фразу: «Не бойся, Маша, я Дубровский». Одним словом, шутка в сторону Александра Михайловича, рассчитанная на то, что школьное программное произведение по-прежнему у молодёжи держится в памяти как хрестоматийное, сразу не сработала. Что ж – время другое, в моде интернет.
Александр Михайлович не удивился после моего рассказа об общении со студентами, что князь Вячеслав Николаевич и княгиня Мария Клавдиевна Тенешевы молодёжи мало известны. Будущие историки, как оказалось, только в университете впервые о них услышали и что-то узнали. А ведь Мария Клавдиевна открыла в Бежице, при рельсопрокатном заводе, акционером которого состоял муж, ремесленное училище для мальчиков, а для девочек – ремесленную школу. Благодаря меценатке в городке появилась народная столовая, где кормили за умеренную плату. Княгиня вышла с предложением к руководству завода о выделении рабочим земли на постройку дома для переселения из ветхих бараков. У рабочих появился театр, а служащие обзавелись своим клубом. Именно в усадьбу Хотылёво приезжал Михаил Врубель, написавший одну из самых лучших своих картин — «Пан», хранящуюся в Третьяковской галерее, на которой бог пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы древнегреческой мифологии изображён на фоне местного пейзажа. При этом в Бежице сегодня ничто не напоминает ни о Тенешевых, ни об основателе Бежицы — предпринимателе Петре Ионовиче Губонине, про которого поэт Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» написал: «А ныне милость божия! Досыта у Губонина/ Дают ржаного хлебушка,/ Жую – не нажуюсь»… «Никому из них нет памятника, — посетовал Дубровский. — Есть памятник братьям Могилевцевым, много сделавшим для Брянска, памятная доска, посвящённая им же, прикреплена на здании бывшей женской гимназии в Советском районе. А Губонин и Тенешевы для Бежицы как будто чужие: нет им ни памятников, ни памятных досок нигде». По мнению преподавателя, в том числе и этим объясняется то, что об этих незаурядных личностях даже бежичане почти ничего не знают.
Кроме студентов университета, в усадьбе работали волонтёры. Учительница из Дятькова, бывшая студентка Дубровского Кира Бирюкова, с 2007 года ездит в Хотылёво. Она преподаёт в кадетской школе, согласна с Дубровским, что молодые люди недостаточно знают историю родного края, и надеется, что с введением преподавания краеведения в школе пробел удастся заполнить.
Из Смоленска помогать очищать парк приехала Ирина Терехова с детьми: Мариной и Михаилом, десятиклассником. Кто такая Тенешева, они знают. В восемнадцати километрах от областного центра, в селе Талашкино, располагается Историко-архитектурный комплекс «Теремок», куда, кстати, в прошлом году ездили на экскурсию ветераны Брянского района. До революции это было имение Тенешевых, в котором бывали Шаляпин, Стравинский, Рерих, дружившие с меценаткой, и где бережно сохраняется оставленное предкам культурное наследие. Про хотылёвскую усадьбу и действующий летом волонтёрский лагерь в Хотылёво Марина узнала в 2022 году во время поездки в Санкт-Петербург на театральный фестиваль «На берегах Невы». Там она познакомилась с Ириной Кеня, председателем правления Брянского регионального Фонда им. Братьев Могилевцевых, которой принадлежит идея создания фонда по восстановлению памяти о выдающихся благотворителях, в том числе Марины Тенешевой. Ирина Терехова работает бухгалтером и второй год с сыном и дочерью приезжает на выходные в Хотылёво, чтобы поработать в усадьбе. Они хотят по возможности вернуть нашему культурному наследию изначальный вид, чему всячески помогают, преодолевая ради того, чтобы поучаствовать в этом деле, более двухсот вёрст.
Хотылёво привлекает многих благодаря усадьбе. Молодые люди, Вика и Иван, – он, как выяснилось, из Брянска, она из Климовского района, – про Тенешеву ничего не знают. Вика сказала, что в социальной сети узнала про красивый мост и приехала полюбоваться. Навесного моста не оказалось, увы, не устоял под напором стихии. Всё остальное – парк, открывающийся вид – понравилось. Полюбоваться на то, что осталось от усадьбы и храма Преображения Господня, приехали на машине недавно из Жуковки, переселившиеся в Брянск, Павел и Карина Головочёвы. Павел – морской инженер. До этого жил в Калининграде. Во многих странах довелось побывать по роду деятельности. Наше Хотылёво ничем не уступает по красоте заморским местам. Семейная пара не первый раз посещает древнее село, чтобы вдохновиться пейзажем и, уподобляясь богатырям из русских народных сказок, подпитаться энергией родной земли.
Александр КАЗАКОВ.
В Брянском районе немало мест, заслуживающих к себе внимания. В числе таковых — село ...
В детском саду деревни Добрунь – одном из самых крупных дошкольных учреждений не только ...
Обновляют сеть по улицам Мира, Ленина, Кирова, Комарова, Панфилова, Школьная, Дзержинского, ...
Об этом сообщила глава города Марина Дбар в соцсети «ВКонтакте», на которое ссылается ...
Выставка традиционно прошла в парке им. А.К.Толстого. На площадках представили информацию о ...
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с ФГБУ «ВНИИ труда» ...