Первая арфистка России родом из села Голяжье Брянского уезда
Глафира Алымова, уроженка села Голяжье, ныне село Отрадное Брянского района, была любимицей Екатерины II и лучшей ученицей первого выпуска Смольного института благородных девиц. Её портрет кисти художника Дмитрия Левицкого сегодня находится в золотой коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге.
В семидесятых годах XVIII века художник Дмитрий Левицкий запечатлел лучших учениц Смольного института благородных девиц. Серию портретов — всего их семь — заказала ему Екатерина II: институт был её любимым проектом, а ко многим воспитанницам она относилась с материнской нежностью.
В 1776 году Левицкий завершил цикл триптихом, состоящим из портретов первых выпускниц Смольного — Екатерины Молчановой, Натальи Борщёвой и Глафиры Алымовой. У Глафиры было множество талантов, но её музыкальные способности выделяли ее среди других. Поэтому Левицкий и изобразил её в роли Аллегории Музыки.
На портрете Алымова — первая русская арфистка — играет на позолоченной арфе. На девушке белое шёлковое платье. Белый был цветом старших «смолянок четвертого возраста» — от 15 до 18 лет.
Представляем читателям «ДП» материал о богатой на события жизни нашей землячки Глафиры Алымовой, арфистки, «смолянки», и просто красавицы
19 ребенок в семье
Беззаботным и счастливым детство юной Глафиры назвать очень сложно. Девочка появилась на свет в 1758 году. В семье помещика Ивана Алымова маленькая Глаша была девятнадцатым ребёнком. Соседи рассказывали, будто мать малышки,
в очередной раз измученная родами, посмотрела на новорожденную и в сердцах сказала: «Хоть бы скоро умерла!».
Услышав эти слова, Алымов схватился за сердце и испустил дух.
Конечно, это не более, чем досужие сплетни, но факт остаётся фактом: отец Глафиры покинул этот мир вскоре после появления младшей дочери, а мать девочку вообще не жаловала. Чтобы не обременять себя её воспитанием, Алымова отдала Глафиру в пансион при монастыре. А с шести лет юная Глафира оказалась в Смольном институте благородных девиц.
В ту пору попасть в это заведение мечтали многие девушки. Немало «смолянок» здесь находили прекрасную партию и даже делали карьеру при дворе. Что и говорить – сама императрица Екатерина II часто посещала Смольный, чтобы взглянуть на его воспитанниц.
Любимица императрицы
Как вспоминали современники Алымовой, во время первой встречи с правительницей девочка шокировала всех своих наставников. Вместо того, чтобы чинно поприветствовать Екатерину II и продемонстрировать прекрасные манеры, юная ученица обрадованно вскрикнула: «Государыня! Как же я вас люблю!». Наставницы девочки были поражены, а вот императрицу и правда очаровала эта непосредственная Глафира. Она стала интересоваться успехами Алымовой,
при этом ласково называя её «Алимушкой».
К Глафире в институте приязненно относились все – этому способствовали и весёлый нрав девочки, и покровительство императрицы. Взрослея, очаровательная Глаша превращалась в настоящую красавицу. Именно тогда прелестница привлекла внимание Ивана Ивановича Бецкого, личного секретаря императрицы Екатерины II, президента Императорской Академии художеств и инициатора создания Смольного института.
Немолодой уже человек, он поначалу оказывал покровительство Алымовой, как того требовала императрица. Но, когда он однажды услышал, как прибывшая в Смольный мать «Алимушки» заявила дочери, что не включит её в список наследников, тут же последовал за уходящей помещицей и заявил, что он готов заменить Глафире отца. Свои слова Бецкой подтвердил торжественной клятвой в церкви.
Надо признать, что Глафира была безмерно счастлива – впервые у неё появился родной человек, который будет опекать её и заботиться о ней. «Он перед светом удочерил меня», — писала в своих дневниках Алымова.
Глафира и Бецкой
А потом Иван Иванович однажды шутливо спросил свою подопечную, кого она хочет видеть в нём – мужа или отца. Разумеется, девушка выбрала второе. Вот только удочерять её Бецкой не торопился. Более того, он ревновал Глафиру к кавалерам, которые засматривались на красавицу. Когда же Алымова окончила обучение в институте, Иван Иванович пригласил её пожить в свой дом. Как вы понимаете, положение девушки было весьма щекотливым.
В мемуарах Глафира писала, что никакого романа между ней и Бецким не было, хотя она искренне любила его как друга и наставника. Более того, она признавалась, что, сделай Иван Иванович ей предложение руки и сердца, – она охотно вышла бы за него замуж. Но, как сказали бы сегодня, придворный просто морочил девушке голову.
С горечью Глафира писала: «Если никто не любил меня более Ивана Ивановича, зато никто не сделал мне столько зла как он».
Замужество и счастье
Любимица императрицы занимала видное место при дворе. «Алимушка» превосходно играла на арфе, была красива и жизнерадостна, а потому неудивительно, что её часто называли истинным украшением российского двора. Здесь было прекрасно, но Глафира никуда не могла деться от Бецкого. В итоге формальным поводом удалиться от двора стал брак девушки с Алексеем Ржевским.
Правда, даже перед свадьбой Бецкой старался помешать созданию этого союза. Алымова писала: «Перед алтарем, будучи посаженым отцом, он представлял мне примеры замужеств, расходившихся во время самого обряда венчания, и подстрекал меня поступить таким же образом».
Несмотря на все старания Ивана Ивановича, брак Глафиры и Алексея оказался счастливым. У пары родились дочь и четыре сына. Алымова была поистине образцовой супругой и матерью, но после смерти мужа позволила себе маленькую «слабость».
Она без памяти влюбилась в савойца Ипполита Маскле, который был младше женщины на 20 лет. Именно он стал вторым супругом Глафиры.
Конечно, столь большая разница в возрасте породила немало пересудов и осуждающих замечаний, но поддержал Алымову сам император Александр I, который даровал Маскле дворянский титул. Государь, как и сама Глафира, понимал, что порой не стоит идти наперекор своим чувствам и светлым порывам – тем более, если они исходят от сердца.
Источник: Википедия и Дзен-канал «Мир истории»
https://dzen.ru/a/YZ2yx3dfg5-6geK