Электричество, как благо, так и опасность!
С наступлением холодов резко возрастает нагрузка на электрические сети — люди активно ...
Год единства народов России – это не просто череда мероприятий, это возможность заглянуть в самые отдаленные уголки нашей многонациональной страны и увидеть, как переплетаются судьбы, как живет и сохраняет свои корни каждый этнос, даже вдали от родной земли. История Анастасии Сидориной – дочери калмыцких степей, волею судьбы оказавшейся на Брянщине, – яркое тому подтверждение.
В Брянске Анастасия Сидорина живет уже девятнадцать лет. За это время она встретила здесь только двух своих земляков. Одну из них, Байрту, случайно узнала на улице по смуглой коже и характерному разрезу глаз. «Мы так удивились друг другу!» – вспоминает она с теплой улыбкой.
Анастасия – калмычка, мать двоих детей, успешный руководитель юридического агентства, помогающего людям в трудных ситуациях, блогер и общественный деятель. Ее жизнь – это дорога длиной в тысячи километров: из калмыцкой степи через Москву в Брянск. Путь, который она прошла достойно, с высоко поднятой головой, как подобает дочери степей, умеющей цвести даже на засушливой почве калмыцкой степи.
Степь, бабушка и шулюн
«Я родилась в Республике Калмыкия, в Яшалтинском районе, село Матросово». Детство Анастасии – это маленькое село, где «остались одни старики», и школа в трех километрах, до которой дети добирались пешком. Дом, мама-воспитатель, младшая сестра Женя и бабушка Галя, или Гиляна, как называли её по-калмыцки. Отца она помнит как человека умного, интеллигентного, зоотехника по профессии, который учил ее писать первые сочинения. «Папа у меня был очень умный», – говорит Анастасия. Родители развелись, когда Настя была ещё ребенком, и основная тяжесть воспитания детей легла на маму и бабушку. Отец ушел из жизни, когда Анастасии было около двадцати двух. В её воспоминаниях он оставил образ светлый, но отдаленный…
Когда она родилась, в семье развернулся настоящий совет: родственники предлагали назвать девочку Данарой – именем, связанным с буддийским божеством Белой Тарой, покровительницы семьи и очага. Но решил все отец. «Пусть будет Настенька», – сказал он.
Бабушка Гиляна прошла через все круги ада XX века: войну и ссылку на Сахалин. Так что история депортации калмыков в декабре 1943 года – это не страница из учебника для их семьи, а морозная декабрьская ночь. Три часа на сборы, товарные вагоны и смерть в дороге матери. А потом Сахалин, тяжелый труд на рыбоперерабатывающем заводе, обмороженные руки, которыми она перебирала ледяную рыбу. Знакомство с таким же, как она, ссыльным калмыком, рождение дочери. И непокидающее желание вернуться домой, в родную степь. «Я же здесь родилась. Здесь мой дом, моя родина», – говорила бабушка.
От неё Анастасия усвоила главный урок: настоящая сила – не в громких словах, а в тихой, несгибаемой стойкости. Как тюльпан, пробивающийся сквозь сухую степную землю, чтобы явить миру свою хрупкую и недолгую красоту.
Именно в детстве, в смешанной калмыцкой и русской речи бабушки Гиляны, закладывался её внутренний мир. Знакомство с традициями начиналось с ярких национальных нарядов бабушки, ею заплетенных длинных кос, символа замужней женщины, и аромата шулюна. «Шулюн считался целебным. В детстве, когда мы с сестрой болели, отец шёл резать барана – «шулюн вас быстро вылечит», говорил он». Этот наваристый бараний бульон стал для Анастасии символом заботы, семьи и исцеления – телесного и душевного.
От «Мисс интеллект» до юриста
Девушка с гуманитарным складом ума, еще в школе, публиковала статьи в местных газетах, писала стихи – трогательные, о первой влюбленности, мечтала о журналистике и телевидении. Примером для нее была землячка, ведущая Первого канала, депутат Государственной Думы Александра Буратаева. Но всё сложилось по-другому: «В конце 90-х было престижно стать юристом или экономистом», – продолжает разговор Анастасия. И она выбрала юриспруденцию. Далее учеба в финансово-
экономическом колледже, затем в социально-государственном университете Элисты. Но хотелось и другого: внутренний огонь и творческая натура искали выхода.
В юности Анастасия, высокая и статная, страдала комплексом из-за своего высокого роста. «Меня дразнили в школе», – вспоминает она. Но старшая двоюродная сестра говорила: «Ты высокая, стройная, красивая, иди в модели». Эти слова и просмотр глянцелых журналов, на страницах которых блистали топ-модели 90-х: Клаудия Шиффер, Наоми Кэмпбелл – внушили уверенность в свои потенциальные возможности.
Увидев в Элисте объявление о наборе девушек на конкурс «Мисс Калмыкия», она, движимая внутренним вызовом сделала смелый шаг. Она пошла не просто за титулом, а за признанием своей природной красоты. И победила! И не только вышла в финал, но и получила титул «Мисс Интеллект». «Я вышла и рассказала стихотворение собственного сочинения. Сказала, что моё увлечение – поэзия. Жюри решило: «Ну, раз стихи пишет – значит, интеллект есть» (смеется). Это было первое признание того, что её очарование – в уме и силе характера. «Глупая женщина – беда всей семьи», – говорит она теперь. Баланс, золотая середина – ее философия.
Любовь, Брянск, семья, счастье
В Москве, куда она переехала работать юристом, ее ждала судьба… Алексей – деловой, умный, самостоятельный, надежный мужчина из Брянска. Он хотел семью, детей. Он предложил ей руку и сердце. И калмыцкая красавица согласилась выйти за него замуж и переехать в незнакомый город. «Говорю мужу: «Я не хочу в Брянске жить, я хочу жить в Москве», – возражала она. Но любовь и желание жить с любимым человеком победили.
Брянск стал для Анастасии городом, где она обрела женское счастье. Здесь родились её дети – дочь Алина и долгожданный сын Андрей. Здесь Алексей стал для неё не просто мужем, а надежной опорой, кормильцем семьи. Анастасия жила жизнью «счастливой женщины за спиной любящего мужа».
Они жили обычной жизнью, наполненной путешествиями, планами и воспитанием детей, которых Анастасия с нежностью называла «балдырами» – так в Калмыкии говорят о детях от смешанных браков, красивых метисов, вобравших в себя лучшее от двух культур. Алина сейчас заканчивает 11 класс гимназии № 7 г. Брянска и активно готовится к ЕГЭ, стремясь осуществить свою мечту – стать финансистом. Она также увлечена театром и посещает театральную студию «Ирбис». Андрей, ученик
7 класса, любит футбол, занимается в футбольной школе Александра Степина. Общая страсть к футболу сплачивала его с отцом, вместе они болели за «Спартак».
Анастасия оказалась прекрасной хозяйкой и отлично вела домашнее хозяйство, создавая уютный мир для своих близких. Готовила для детей не только русские блюда, но и традиционные калмыцкие: хурсун махн и калмыцкий чай. Зажигала лампадку на Зул и пекла борцоки на Цаган Сар, стремясь привить детям любовь к кулинарной культуре калмыцкого народа. При этом, в семье отмечают и православные праздники, находя время для молитвы в храме. «Я считаю, что Бог один», – говорит она.
В доме Анастасии соседствуют рядом буддийские символы и православные иконы. И всегда есть цветы. Особую любовь она питала к белым и нежно-розовым розам, воплощающим нежность и гармонию. Но особое, почти священное место в её сердце занимают тюльпаны. «Красные тюльпаны – моя страсть, – признается она. – Это символ Калмыкии!» Когда вспоминает строки народного поэта Калмыцкой АССР Давида Кугультинова «Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!..», в её памяти всплывает образ родных степей, алеющих миллионами красных тюльпанов. Этот образ остался в её душе, как грусть безвозвратно ушедшего детства, весны и надежды… Степной тюльпан цветет в её душе, несмотря на далёкое расстояние от родных мест.
Чтобы дети помнили о своих корнях и общались с родственниками, Анастасия регулярно возила их в Калмыкию. «Наша последняя поездка была в 2023 году, – вспоминает она. – Дорога была долгой, но на столько же большой была радость встречи». Там их ждала большая и дружная семья: мамина старшая сестра, брат, их дети – двоюродные и троюродные братья и сестры Алины и Андрея. Для сына эта поездка стала настоящим открытием того мира, в котором выросла и родилась его мама. Встречи с родственниками, общие воспоминания, терпкий запах ковыля, который разносил степной ветер, – все это сложилось в важный пазл семейной истории.
Самое важное, что Анастасия стремится передать детям, – это ценность семьи и родственных связей. «Помните, что самое главное в жизни – это семья… вы с сестрой – самые близкие люди друг другу», – постоянно повторяет она. Эта вечная ценность семьи является общими скрепами и для русской, и для калмыцкой культур, также и основа её домашнего мира.
Испытание верой
Счастье рухнуло в один день. Внезапный уход из жизни Алексея стал ударом, переломившим жизнь надвое: до и после… «Он был полон сил, и вдруг его не стало», – вспоминает Анастасия. Она осталась одна с двумя детьми и жизнью, которую надо было выстраивать заново – материально и духовно. Стихи в тот период умолкли, уступив место тишине и боли.
В тяжелейший период скорби поддержку Анастасии оказала не только православная вера (дети и муж были крещеными), но и мудрость буддийской философии, унаследованная от бабушки. «Всё в жизни проходящее, и наши страдания происходят не из-за самой потери, а из-за нашей сильной привязанности к тому, что ушло». В ее памяти возник образ монахов в Элисте, которые неделями терпеливо создавали из цветного песка сложную мандалу – символ Вселенной, и разрушали ее в завершении ритуала одним движением руки. «Наша жизнь подобна этому, – размышляет она. – Мы строим, творим, привязываемся, но всё это недолговечно, как песок. Важен не результат, а сам процесс создания» – учит буддизм.
Когда по буддийскому календарю наступил её личный год, Анастасия почувствовала острую потребность в духовной поддержке. «Я искала ламу, – вспоминает она, – но в Брянске их нет, нужно ехать в Москву». Ближайшая буддийская община находилась именно там, и она решилась на поездку. Встреча с монахом, чтение особых мантр, призванных продлить жизнь, смягчить боль утраты и помочь преодолеть трудности, стали для неё важным шагом. Это был не просто ритуал, а проявление веры в мудрость предков в самый сложный период жизни. «Я осознала, насколько быстротечна наша жизнь… И поняла, как важно проживать каждое мгновение здесь и сейчас». Этот урок непривязанности помог ей смириться с потерей любимого человека.
Возможно все!
Осознание мимолетности жизни стало для Анастасии стимулом к новому этапу развития. «Мне захотелось жить – активно и ярко, – говорит она. – Я начала воплощать в жизнь отложенные мечты». И, удивительно, судьба вновь привела её на сцену, к участию в конкурсах. Однако, в отличие от юношеской попытки самоутверждения, теперь это был осознанный выбор зрелой, состоявшейся женщины.
Она оставила работу по найму, открыла собственное дело, чтобы помогать людям проходить процедуру банкротства. «Я помогаю людям избавляться от долгов. Самое приятное – видеть их слёзы радости, когда они освобождаются от тяжкого бремени», – делится она.
Энергия, когда-то нашедшая выход на подиуме «Мисс Калмыкия», спустя годы проявилась с новой силой: бизнес-премия «Женщина года», победа на конкурсе красоты «Золотая Корона России – Брянск», включение в «Топ – 100 самых сексуальных женщин Брянска», выступление в качестве спикера на женском форуме в Сколково. Более того, в рамках проекта «Выбирай своё» Анастасия выступила в Государственной Думе с инициативой повышения финансовой грамотности населения, предложив ввести этот предмет в школах начиная с 5 класса, а также организовать специальные курсы для пенсионеров.
Анастасия не просто выжила – она вновь расцвела, поняв, что главный источник мотивации – она сама и ее дети. «Я хочу заниматься спортом… хочу… полететь на Бали, открыть офис в Москве». И возможно, когда-нибудь снова вернутся стихи – не как юношеские порывы, а как мудрая, отстоявшаяся речь сердца. Совет, который она дает детям: «Чтоб они выбирали себя». А для себя добавляет: «Обрести баланс и гармонию… внутри себя. Всё решает наше состояние».
Две родины в одном сердце
Сегодня Анастасия – человек двух культур. В ее доме стоят и православные иконы, и буддийская статуэтка. Она отмечает и Масленицу, и Цаган Сар. Она благодарна Брянску, ставшему родиной ее детей, и Калмыкии, давшей ей стойкость бабушки Гиляны и мудрость предков. «Самый главный источник вдохновения – желание прожить жизнь наполнено, счастливо», – говорит она.
Быть русской калмычкой или калмыцкой россиянкой – не противоречие. Это богатство. Как писал калмыцкий поэт Давид Кугультинов, которого так любит цитировать Анастасия, настоящее единство – это когда «под небом единым цветут и ковыль, и ромашка». Степной тюльпан может прижиться и зацвести на брянской земле, не теряя своей сути. В этом – простая и глубокая формула того единства, что скрепляет нашу страну.
Степной тюльпан, пересаженный в брянскую землю, не просто прижился. Он расцвел с новой силой.
Светлана РОМАШОВА.
Фото из личного архива Анастасии Сидориной.
С наступлением холодов резко возрастает нагрузка на электрические сети — люди активно ...
Губернатор Брянской области Александр Богомаз принял участие в заседании коллегии Управления ...
Одиннадцать участников стартовавшего накануне регионального проекта «Брянские герои» ...
В Брянской области продолжается марафон «Служение», рассказывающий о людях, которые улучшают ...
Губернатор поздравил с профессиональным праздником — Днём российской науки представителей ...
В ходе совещания был рассмотрен широкий круг вопросов, касающихся различных сфер экономической ...