Смоленск: город на семи холмах
«Почему в Смоленск? В мечтах были Брянские, «Брынские» леса, «брынские» разбойники…» Так нобелевский лауреат по литературе Иван Алексеевич Бунин описывает метания Алексея, юного героя своего автобиографического романа «Жизнь Арсеньева», загоревшегося желанием побывать в тех краях, о которых много читал в детстве или слышал легенды. Молодой человек не смог ответить на заданный самому себе вопрос: древний русский город на Днепре, как и «брынские чащобы», представлялись уроженцу хутора Бутырки Орловской губернии равно привлекательными: Смоленск, с вокзала которого он тут же отправился дальше – в Витебск, а с Витебска сразу в Санкт-Петербург, – по-своему, Брянщина – по-своему.
Побывать в Смоленске – мечта многих. Город-Герой, бриллиантовая столица России, с богатейшей историей находится совсем рядом с Брянском. Лучше познакомиться с ней, посетить село Талашкино, в котором на рубеже XIX – XX веков воплощала в жизнь свои идеи, меценатка Мария Клавдиевна Тенишева, отправились накануне Дня освобождения Брянщины ветераны Брянского района – слушатели Университета «Третьего возраста» и волонтёры «Серебряного возраста». В поездке принимали участие председатель Совета ветеранов Клавдия Петровна Позднякова и директор КЦСОН Брянского района Раиса Васильевна Курочко, настоятель храма Преподобного Серафима Саровского п. Мичуринского иерей Алексей Дзебисов.
След ведет в Хотылево
С посещения села Талашкино началась экскурсия. Она обещала быть особенно интересной, потому что в селе Хотылёво находилась усадьба Тенешевых. Во втором браке Клавдия Петровна была замужем за князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым, предпринимателем, который для удобства сообщения усадьбы с Бежицей построил платформу «Хотылёво» на Риго-Орловской железной дороге. От неё проложил шлаковую дорогу и навёл железный мост через Десну. Мария Клавдиевна с большой любовью относилась ко всему русскому, старалась сохранить русскую старину. В тенишевской усадьбе гостил М.А. Врубель, написавший в усадьбе своего знаменитого «Пана». Пейзаж на картине взят с натуры – вид с террасы Хотылёвского дворца, находившегося в сохранившемся до наших дней парке. И.Е. Репин, когда приехал однажды к Тенишевым тоже, вдохновился окрестной природой. Илья Ефимович написал под впечатлением несколько этюдов и рисунков, хранящихся в Третьяковской галерее. В книге Тенишевой «Впечатления моей жизни» уделено много места Брянщине, где Мария Клавдиевна много сделала для образования детей крестьян и рабочих, она пишет: «Я люблю свой народ и верю, что в нём вся будущность России, нужно только честно направлять силы и способности». Что подтверждается уже в наше время. Отец принимавшей участие в поездке жительницы села Староселья Риммы Михайловны Шевцовой, награждённой орденом Ленина, — полного кавалера ордена Трудовой Славы, научился грамоте в тенешевской школе.
Талашкино – центр художественной жизни России
Свою хотылёвскую усадьбу Тенишевы продали в 1903 году. Талашкино благодаря природной деловитости и таланту, прекрасным организаторским способностям Марии Клавдиевны за короткий период преобразилось. Сегодня на месте усадьбы сохранились парк и пруды, в приобретённом год спустя после покупки Талашкино хуторе Флёново, постройки, возведённые Тенишевыми. Они входят в музейный комплекс. Участники поездки оказавшись на территории, насладились прогулкой по территории, где были встречены самой хозяйкой, памятник которой установлен на самом виду. Рядом деревянный дом, покрытый сплошной резьбой, на фасадах резное изображение русалок, драконов и прочих сказочных героев. Теремок был построен по проекту художника С.В. Малютина сзади, за бугром, хорошо виден купол храма Святого Духа, построенный по проекту Сергея Малютина, Марии Тенешевой и Ивана Барщевского. Храм был украшен мозаикой, набранной в мозаичной мастерской Владимира Фролова и выполненной по эскизам Николая Рериха, который расписывал храм, к сожалению, утраченной. А рядом – сельскохозяйственная школа для крестьянских детей, преобразованная Тенешевой в одноклассное училище. В нём было пять классов: два подготовительных и три специальных. В подготовительных, рассказывал экскурсовод, преподавали русский язык, историю, арифметику, чистописание и Закон Божий. Обучение было бесплатным. Учащихся обучали также пению, игре на балалайке и рисованию. Помимо общеобразовательных предметов в школе преподавали земледелие, скотоводство, садоводство, огородничество, пчеловодство и ремёсла: столярное, гончарное, плотничество… Наравне с мальчиками учились девочки – рукоделию. В свободное от занятий время дети играли, занимались гимнастикой, ходили на лыжах, читали книги и журналы из библиотеки. А ещё был создан любительский театр. По рекомендации Врубеля в Талашкино приезжал художник С.В. Малютин, руководивший оформлением театрального помещения. По его эскизу был создан занавес «Баян, играющий на гуслях». Мария Клавдиевна самолично принимала участие в жизни школьного театра: помогала в оформлении, писала пьесы, исполняла роли в спектаклях.
В здании сельской школы сейчас работают два зала. Экспозиция одного посвящена учебному процессу, во втором зале рассказывается о деятельности театра и школьного оркестра, который состоял из тридцати мальчиков и девочек.
Мария Клавдиевна создала в Талашкино художественную школу и возрождала крестьянские художественные ремёсла. Для этого приглашала признанных художников и мастеров, которые организовали учебные и художественно-промышленные мастерские. Во Флёново работали резная, эмальерная, вышивальная и гончарная.
Таким образом, стараниями меценатки на рубеже XIX – XX веков Талашкино, подобно подмосковному Абрамцево, стало центром российской художественной жизни.Товары, создаваемые крестьянами, продавались за пределами Смоленщины, в том числе Санкт-Петербурге и Москве. Жители богатели, село процветало. В знаменитой усадьбе бывали Михаил Врубель, Николай Рерих, Константин Коровин, Илья Репин, скульптор Павел Трубецкой, композиторы В.В. Андреев и Игорь Стравинский, написавший здесь балет «Весна священная».
«Замысел «Весны священной» зародился у меня еще во время сочинения «Жар птицы». Мне представилась картина языческого обряда, когда приносимая в жертву девушка затанцовывает себя до смерти… В июле 1911 года после премьеры «Петрушки» я поехал в имение княгини Тенишевой под Смоленском, чтобы встретиться там с Николаем Рерихом и составить план сценария «Весны священной». Рерих был хорошо знаком с княгиней, и ему очень хотелось, чтобы я ознакомился с ее русской этнографической коллекцией… Княгиня Тенишева предоставила в мое распоряжение домик для гостей, где мне услуживали горничные в красивой белой форме с красными поясами и в черных сапожках. Я занялся работой с Рерихом, и через несколько дней план сценического действия и названия танцев были придуманы. Пока мы жили там, Рерих сделал также эскизы своих знаменитых задников, половецких по духу, и эскизы костюмов по подлинным образцам из коллекции «княгини».
Из воспоминаний Н.К. Рериха в социальной сети ВКонтакте «ЭТНОКНИГА»: «Восемнадцать лет прошло с тех пор, как мы со Стравинским сидели в Талашкине, у княгини Тенишевой, в расписном малютинском домике и вырабатывали основу «Священной весны». Княгиня просила нас написать на балках этого сказочного домика что-нибудь на память из „Весны». Вероятно, и теперь какие-то фрагменты наших подписей остаются на цветной балке. Но знают ли теперешние обитатели этого дома, что и почему написано там»? К сожалению, надписи Стравинского и Рериха не сохранились.
Смоленские достопримечательности
Смоленск упоминается в летописи «Повесть временных лет» как столица кривичей. В период княжения Ростислава Мстиславича (1127 – 1160) было образовано Смоленское княжество, на тот период самое значительное в Древней Руси. Во время татаро-монгольского нашествия город не пострадал, но утратил своё значение и попал в зависимость от Литовского княжества. В 1387 году в Смоленске свирепствовала чума, унесшая жизни почти всех жителей.
Были периоды, когда Смоленск попадал в зависимость от Литовского княжества, Речи Посполитой. Только в 1654 году Смоленск снова был присоединён к России.
Город пережил нашествие Наполеона и на протяжении всего XIX века его восстанавливали. После Великой Отечественной войны это пришлось делать вновь. Звание Город-Герой областному центру Смоленщины присвоено в 1985 году.
Во время обзорной экскурсии по Смоленску ветераны осмотрели достопримечательности. Из них самая значительная – крепостная стена, частично разрушенная армией Наполеона, и множество церквей, некоторые из которых построены до татаро-монгольского нашествия. С Соборной горы любовались панорамой города. Посетили Лопатинский сад, созданный на месте прилегающей к бывшей Королевской крепости территории при поддержке губернатора Александра Григорьевича Лопатина в начале 70-х годов XIX века и парк «Блонья», где установлен памятник уроженцу Смоленской губернии Михаилу Ивановичу Глинке, на открытии которого 20 мая 1885 года были Пётр Ильич Чайковский и Милей Алексеевич Балакирев. К слову, командующий германской группой армий «Центр, оккупировавшей Смоленск осенью 1941 года, оказался однофамильцем скульптора – профессора фон Бока, указанного на пьедестале. Это спасло монумент из цветного металла от отправки в Германию и переплавки. Немцы даже выставили охрану возле него, думая, в вдруг родственник!
Также участники экскурсии побывали на площади Победы, на которой установлен памятник Александру Твардовскому и Василию Тёркину (смоленский скульптор А.Г. Сергеев). Побывали у памятника «Благодарная Россия – Героям 1812 года» в центре Сквера Памяти Героям. Там же ветераны возложили цветы к Вечному огню. Иерей Алексей Дзебисов отслужил молебен в память о бойцах и командирах Красной Армии, погибших, защищая Родину.
Храм на Соборной горе
Среди множества смоленских церквей выделяется среди них Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор, возведённый в память о героической обороне города (1609-1611 гг.) на месте располагавшегося с 1001года храма. Как рассказал экскурсовод, предшественник собора был заложен Владимиром Мономахом. Этот первый памятник монументального зодчества на Смоленщине простоял невредимым до польской интервенции. В Смутное время при взятии города штурмом после 20-месячной осады польские войска Сигизмунда III взорвали находящиеся в толще Соборной горы (или в самом храме) пороховые погреба, и верхняя часть храма обрушилась. Под обломками погибли укрывавшиеся в церкви жители. В дальнейшем поляки соорудили над порушенным храмом деревянное покрытие и устроили там костёл.
После возвращения Смоленска Московскому государству, собор разобрали и приступили к возведению нового. Боле 100 лет продолжалось строительство храма, начавшееся в царствование Алексея Михайловича. На его постройку было выделено 2000 рублей серебром и 399 пудов железа.
В 1740 году собор освятили. Но через 20 лет большой купол обрушился вместе с западными главами. Императрица Екатерина II прислала 11900 рублей на восстановление. На деньги императрицы и многочисленные пожертвования провели реконструкцию. В 1772 году по проекту архитектора Петра Обухова семиглавое завершение собора было убрано и заменено на традиционное пятиглавое. С тех пор облик не менялся.
Собор уцелел во время Отечественной войны 1812 года. И во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 года не пострадал, но навсегда утратил главную свою святыню – Смоленскую чудотворную икону Божьей Матери «Одигитрия», о которой известно, что по преданию образ привезла дочь византийского императора Константина IX Мономаха, выданная замуж за князя Всеволода Ярославича. У византийской царевны родились сын Владимир и дочь Янка. После смерти родителей икона перешла Владимиру Мономаху, который привёз её в XXII веке в Смоленск и передал в собор, поэтому икону назвали «Смоленской». Считается, что образ спас город от нашествия Батыя в 1239 году: по велению иконы праведный воин Меркурий отправился во вражеский стан и ценой своей жизни спас Смоленск. Меркурий причислен к лику святых – его мощи находятся под спудом Смоленского собора. Праведного Воина почитают как покровителя города. В 1941 году на месте пропавшей иконы был установлен образ Богоматери «Одигитрия» (1602 год), привезённый Борисом Годуновым. Эта икона находится в правой части собора. А в левой помещена плащаница «Положение во гроб», вышитая в 1561 году в золотошвейных мастерских Ефросиньи Старицкой. Плащаница была даром княгини Успенской Успенскому собору от Московского кремля. В 1812 году партизаны помешали французам вывезти реликвию во Францию.
В Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе видели хранящиеся сандалии мученика Меркурия, великолепный иконостас высотой 30 метров, уникальные иконы.
Путешествие в Смоленск закончено. Брянские ветераны вернулись домой. Но впечатления от поездки в этом удивительный, древний и героический русский город, останутся в их душах на всю жизнь.
Александр КАЗАКОВ.