137 лет на службе Отечеству

Железнодорожная станция Свень – одна из старейших в Брянской области
04 августа 2024

Вот когда в канун Дня железнодорожника ехала на станцию Свень брать материал к профессиональному празднику, думала, что она в масштабах Брянской области выполняет не самые важные функции. Ну кроха же, хоть и своя, из Брянского района. Как же я ошибалась! По внутренней железнодорожной квалификации наша станция Свень относится к 3 классу. Это на уровне станций Навля и Орджоникидзеград в Бежице. Выше её по классу только такие крупные станции как Брянск-Орловский, Брянск-Льговский, Унеча. Удивлены? Я так точно! Но пока не увидишь все собственными глазами – не узнаешь и не поймешь. Читаем и проникаемся гордостью.

О дне вчерашнем…
В 2018 году отмечалось 150-летие открытия железнодорожного сообщения в Брянской области. Первая железная дорога в нашем регионе была построена в 1868 году. Она пролегла от Орла через Карачев–Брянск–Смоленск–Витебск и повлияла на экономическое развитие Брянщины. А в 1885-м началось строительство железной дороги между Брянском и Гомелем протяжённостью 280 км. Регулярное движение поездов на этом направлении открыли 8 августа 1887 года, а для обслуживания железной дороги построили станции Брянск-2, Почеп, Унеча, Клинцы, Новозыбков, Злынка. По всему следованию пути были сооружены водокачки, склады топлива, депо для ремонта паровозов и многое другое. В этом же году была построена и станция Свень, правда на ней не было ни депо, ни складов, ни водокачек, но люди здесь уже работали.
Первому зданию станции – добротному, двухэтажному, с метровой толщиной стен, в 2024-м исполняется 137 лет. А оно до сих пор крепкое и служит верой и правдой железнодорожникам, хотя стоит практически впритык к дороге, по которой ежедневно проходят десятки поездов. Умели же строить на века! На первом этаже в дореволюционном здании станции располагаются кабинет по приёму–сдаче груза и багажа и маленький зал ожидания, который в этом году по проекту РЖД «Умный вокзал» будет переведен на автоматизированную систему удаленного управления.

… и дне сегодняшнем
Станция Свень, расположенная на неэлектрифицированном участке (до 1996 года здесь курсировали электропоезда до Выгоничей) на линии Брянск — Гомель, находится в 13 км от Брянска-Орловского и в 3 км от Брянска-Льговского. Количество основных железнодорожных путей— три, две платформы, круглосуточное освещение и дежурства.
За сутки через станцию проходят до 14 пар (туда и обратно) грузовых поездов и 4 пары автомотрис «Брянск-
Унеча». Время стоянки автомотрис на Свени 2-3 минуты и на перроне, что утром, что вечером, всегда есть пассажиры, которые приезжают в поселок Свень-Транспортная на работу или едут, наоборот, на работу в Брянск. А летом много пассажиров — любителей тихой охоты по ландыши, грибы, ягоды. Благо, что до леса от станции — рукой подать. Удобно.
Через станцию проходят и пассажирские поездка белорусского направления — на Гомель и Минск, правда, здесь, на Свени, они не останавливаются. Но все поезда — грузовые, пассажирские, автомотрисы — это забота и ответственность небольшого, но очень дружного коллектива, которым сегодня руководит Лилия Николаевна Шалыго.

О профессии
Почему мы выбираем ту или иную профессию? У каждого ответ на этот вопрос разный. Вот Лилия Шалыго, а она и её семья родом из Погара, в детстве практически каждые выходные выбирались к бабушке в деревню, а путь к ней лежал через железнодорожный переезд. Вот возле него юная Лиля постоянно «зависала» и всегда с неподдельным интересом провожала проходящие поезда. Какая сила, какая махина проносится перед твоими глазами! Уже тогда она хотела стать железнодорожником. Масла в огонь заинтересованности профессией прибавил и её двоюродный брат, который работал помощником машиниста. Форма красивая, глаз не оторвать. А еще работа на железной дороге и тогда, и теперь — это стабильность и уверенность в
завтрашнем дне, что, согласитесь, тоже очень важно. Неудивительно, что наш Брянский железнодорожный колледж – главная кузница кадров будущих работников стальных магистралей – традиционно пользуется спросом среди вчерашних выпускников.
Именно Брянский колледж окончила в год 150-летия открытия железнодорожного сообщения на Брянщине Лилия Шалыго, получив в нем специальность дежурной по станции, а станция Свень, куда она пришла в 2018 году, стала её первым и единственным местом работы. Уже работая на станции Лилия Николаевна заочно окончила факультет «Подвижной состав железных дорог» БГТУ по профилю «Локомотивы».
Здесь на железной дороге Лилия познакомилась со своим мужем Романом, тоже железнодорожником, и в их семье 4 августа – это профессиональный праздник обоих супругов. Живут на родине мужа, в Свени-Центральной, так что она теперь свенская.
А в начале 2024 года, после того, как бывший начальник станции Свень Юлия Шведова ушла на повышение в Брянское отделение Московской железной дороги, Лилия Шалыго стала у руля коллектива. О своем месте работы и своих коллегах Лилия Николаевна говорит с большим уважением и с чувством гордости:
– У нас важная станция, высокая ответственность за свое дело, грамотный, профессиональный коллектив.

Мал золотник, да дорог
То что станция важная и работы на ней много, сказано не для красного словца. Да, 3 класс, 3 пути, большой поток грузовых составов. Но есть на станции еще 4 подъездных пути необщего пользования для предприятий, которые территориально расположены в поселке Свень-Транспортная. Вот тоже не знала, что это один из самых промышленно развитых населенных пунктов Брянского района. Здесь расположены ООО «Промсвязьбетон», ООО «Нефтика», крупные дорожные организации, частные предприятия по переработке древесины, изготовлению тротуарной плитки. Их тут десятки больших и маленьких разной формы собственности. Неудивительно, что многие люди на работу ездят не в Брянск, а из Брянска или Выгоничей на Свень-Транспортную. На подъездных путях здесь загружаются-разгружаются вагоны с щебнем, отсевом и многим другим. А ещё в 2024 году на станции Свень стартовала загрузка вагонов с продукцией брянских сельхозпроизводителей, которые идут в порт Оля, что в дельте реки Волга в Астраханской области.
Все-таки железная дорога — это лучший вариант по доставке грузов: развитая логистика, инфраструктура, профессиональные кадры. И услуги железной дороги были и будут всегда востребованы. А станция Свень — одна из тысяч составляющих большого хозяйства российских железных дорог, связывающих нашу огромную страну нитями стальных магистралей, которые есть жизнь и развитие России.

О людях
Сегодня на станции работают 7 человек: начальник станции, сотрудник по приёму-сдаче груза и багажа, пять дежурных по станции, рабочее место которых в новом здании, примыкающем к дореволюционной постройке. Именно в нем — сердце станции — пост ЭЦ (электрической централизации), где круглосуточно несут свою вахту дежурные. Среди них работает и Зоя Михайловна Усова, награжденная в прошлом году ведомственным знаком «Почетный железнодорожник».

Её стаж работы на железной дороге более 35 лет, из них 5 лет — дежурной по станции Свень. Из семи сотрудников только трое местные, свенские, остальные приезжают на работу из областного центра. Но дорога до Свени недолгая, тут подбрюшье Брянска, так что все рядышком.
Напротив станции расположено еще одно здание, где «квартируются» путейцы, обходчики, механики, одним словом те, кто следит за сохранностью и исправностью путей сообщения и подвижного состава. И пусть они формально не относятся к коллективу станции, но работают всегда в одной упряжке, выполняя общие задачи по обеспечению бесперебойной работы и безопасности пассажирских и грузоперевозок на вверенном им участке железной дороги.

О чистоте, порядке и памяти

Прежде чем ехать на станцию прочитала в Интернете о ней десятки материалов. В них кроме общей информации — дата образования, сколько путей и т.д., — всегда отмечалась чистота на станции, что приятно поразило и удивило. Вот, например, в сетевой энциклопедии так и написано «…станция ухоженная и благоустроенная». Имела честь убедиться в этом лично. Как только заступаешь на территорию станции – как в другую страну попадаешь – порядок здесь идеальный: на самой территории, на перроне, внутри служебных помещений. Все покрашено, выкошено, про мусор даже не говорю, нет его в наличии, хоть пройди все пути. Перед зданиями станции разбиты клумбы и даже есть небольшой прудик с водой. Глаз радуется! И все это — дело рук небольшого коллектива станции, большинство из которых женщины. А в кабинетах масса цветов и комнатных растений, все цветет и пахнет. Может слово какое они волшебное знают?
А в метрах 50-70 от станции, недалеко от железнодорожный путей, на могиле летчиков самолета-штурмовика, сбитого в 1943 году, расположен памятник пилоту Деркачу и стрелку Лаптеву. Вот эта могила и обелиск — в зоне ответственности сотрудников станции и местной школы. На месте захоронения также идеальные чистота и порядок, только зеленая елочка, посаженная женщинами, выросла уже в полчеловеческого роста, развеваясь на ветру. Тихое место светлой памяти, которую берегут брянские железнодорожники.

О тех кто был до нас

Несколько лет назад в Брянском отделении Московской железной дороги стартовала большая краеведческая работа по восстановлению хронологии дат и событий развития железнодорожного сообщения на Брянщине, о людях, которые посвятили жизнь работе на железной дороге. Сколько архивов было поднято! На станции Свень нашли информацию о многих руководителях, хотя дореволюционные и довоенные фамилии железнодорожников не сохранились. Но есть фото и данные о фронтовике Александре Николаевиче Ельяшевиче, который проработал начальником станции Свень 37 лет(!), с 1949 по 1986 год. Семья железнодорожника жила на втором этаже дореволюционного здания, где расположены две просторные комнаты с печками до потолка. Там тоже поддерживается порядок, хоть помещение ныне нежилое. Даже старый вязаный абажур еще висит. Вот будет необходимость, можно просто сделать косметический ремонт и заселяться…
Фамилия и фото Ельяшевича в первом ряду на стенде, где имена всех руководителей станции Свень, начиная с 1949 года. Трое из начальников станции 20-х годов 21 века сегодня работают на руководящих должностях в Брянском отделении Московской железной дороги — это Д.М. Рубаненков, С.Н. Минаков,
Ю.В. Шведова. Так что, можно сказать, что Свень — это не только важная на карте Брянской области железнодорожная станция, но и кузница кадров, поэтому и внимание к ней всегда было, есть и будет особое. Так держать, станция Свень!

Алла Петрова.

Редакция газеты «Деснянская прадва» поздравляет коллектив станции Свень во главе с Лилией Шалыго, а в их лице всех наших земляков-железнодорожников с профессиональным праздником. Здоровья Вам, удачи, благополучия, признания, уважения и заслуженных наград. И чтобы как и раньше у вас была уверенность в завтрашнем дне, а у всех нас, благодаря вашему труду, безопасность и комфорт при поездках по нашей любимой российской железной дороге.

Еще по теме:

Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  
Картина дня
9 сентября 2024, 10:05

Екатерина Михайловна Мармазинская, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Нетьинской средней школы: «Военная служба по контракту обеспечивает безопасность страны»

Военная служба по контракту важна, потому что предоставляет для человека возможность получить профессиональное обучение и овладеть навыками, которые могут быть полезными. (далее…)

8 сентября 2024, 20:08

В Брянском районе завершился Единый день голосования

Сегодня, 8 сентября, в 20.00  в Брянском районе закрылись 47 избирательных участков, на которых в течение трех дней  проходило голосование  на  дополнительных выборах (далее…)

8 сентября 2024, 16:30

 В Брянском районе проголосовал отец участника СВО

В посёлке Путёвка избиратели продолжают приходить на участки для голосования. Семидесятипятилетний ветеран труда Александр Тимофеевич Понкрашов тоже реализовал своё конституционное право, приняв участие в выборах

8 сентября 2024, 16:00

Получатели социальных услуг Дарковичского дома интерната проголосовали в числе первых

На одном из избирательных участков в посёлке Новые Дарковичи голосование на трёхдневных выборах проходит с соблюдением всех правил безопасности и ведётся видеонаблюдение. В границы избирательного участка входит Дарковичский дом интернат. (далее…)

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить