БАРС Брянск

Фальсификация истории: кому мешает Великая Победа

03 мая 2024

79 лет прошло с того времени, когда наши деды и прадеды одержали победу в Великой Отечественной войне. Нет в России семьи, которую  не затронули события тех страшных лет. Почти не  осталось живых участников и очевидцев тех трагических и великих событий. Молодое поколение воспринимает события военного времени совсем по-другому, более поверхностно, а иногда и безразлично. Вместе с тем тема героизма народа, одержавшего Победу в Великой Отечественной войны, не утрачивает своей актуальности и способствует формированию патриотизма в воспитании подрастающего поколения.

В последние годы активного геополитического противостояния России и стран Запада значительно активизировался процесс фальсификации истории Великой Отечественной войны и ее итогов. Сегодня, в условиях реального военного столкновения, они становятся все более агрессивными и провокационными. Фальсификация истории – это преднамеренные попытки переписать и исказить исторические факты, интерпретировать их в выгодном кому-либо свете. Цель фальсификации в условиях  информационной войны Запада против России связана с попытками создания новой концепции Второй мировой и Великой Отечественной войн в западной интерпретации.

Следует отметить, что попытки фальсификации истории Великой Отечественной войны начались сразу после окончания Второй мировой войны, когда в условиях развернувшейся «холодной войны» Советский Союз  превратился  в главного противника Запада. Это во многом объясняется тем, что  правящие круги всех без исключения европейских стран и США в разное время активно сотрудничали с нацистами. Так, в нападении Гитлера на СССР участвовали Италия, Венгрия, Румыния, Словакия, Хорватия, Финляндия, Япония, а союзниками Германии на разных этапах войны  были Польша, Болгария, Австрия. Кроме того, следует помнить, что на советско-германском фронте на стороне вермахта воевали добровольческие формирования из Испании, Франции, Бельгии, Голландии, Норвегии.

Активизация процесса фальсификации связана с распадом Советского Союза. Именно в это время запускается процесс  создания ревизионистской концепции Второй мировой и Великой Отечественной войн. К сожалению, фальсификация итогов войны стала фундаментом, на котором строили свою национальную идентичность некоторые бывшие советские  республики — страны Прибалтики  и  Украина. Свою лепту в процессы фальсификации, помимо западных авторов, внесли также российские  идеологи,  писатели и публицисты 90-х, такие  как А. Н. Яковлев, Солженицын, Н. К. Сванидзе, Г. Х. Попов, В. А. Коротич, Р. А. Медведев, Э. С. Радзинский, Д. А. Волкогонов, Ю. Н. Афанасьев и др. Не стоит забывать и о  той колоссальной роли в переписывания истории, которую внес фонда Дж. Сороса,  (вспомним учебник А.А. Кредера «Новейшая история. ХХ век», изданный в 1996 г.,  в котором описание событий  на советско-германском фронте отсутствовали практически полностью).

Основные направления фальсификации практически не менялись на протяжении десятков лет. К ним, в первую очередь можно отнести теорию равной ответственности – возложение на СССР (а затем и на Россию) равной с гитлеровской Германией ответственности за развязывание Второй мировой войны. Обосновывается этот тезис, в первую очередь, фактом заключения пакта Молотова – Риббентропа. Это, по сути, ведет  к реабилитации фашистского режима. Следующим направлением фальсификации является преуменьшение вклада Советского Союза в разгром фашистской Германии, значения советско-германского фронта и преувеличение роли государств антигитлеровской коалиции, в первую очередь, США. Эта теория направлена на лишение России статуса страны-победителя и соответственно, права утверждать о решающей роли нашей страны в победе над фашизмом. Аргументов, разбивающих данный тезис достаточно, но одним из главных, является тот факт, что капитуляцию фашистской Германии принимал Г. К. Жуков, а не генералы союзников по антигитлеровской коалиции.

В последние годы предпринимаются попытки лишить Россию и ее народ статуса Освободителя. Это проявляется, в том числе, в подмене понятий «освободительная миссия СССР» на «оккупацию» Советским Союзом. Верхом цинизма является попытка дегероизации советских воинов. Во многих европейских странах из освободителей они превращены в оккупантов. А сознательное искажение подвигов таких Героев как Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, 28-героев-панфиловцев и многих других направлено на развенчание, в целом великого подвига советского народа.

Главным направлением фальсификации является, целенаправленное очернение роли Советского Союза в событиях Второй мировой войны. В обострившемся в настоящее время геополитическом противостоянии, переписывание истории выступает средством идеологической борьбы и манипуляции общественным сознанием не только населения стран Восточной и Центральной Европы, но сознания непосредственно российского общества, в первую очередь молодежи.  Речь идет о переформатировании сознания молодого поколения России. Задача фальсификаторов — переписать историю, сформировать целое поколение молодежи, не знающее ни подлинной истории, ни своих героев. Российские исследователи отмечают, что военная история оказалась в эпицентре борьбы за национальную безопасность нашей страны. Все попытки переписать историю  Великой Отечественной войны являются важнейшим направлением в информационной войне Запада против России. Актуальной задачей сегодня является необходимость противодействия историческому ревизионизму и защиты подлинной истории Великой Отечественной войны.

Неслучайно, в Указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» отмечается, что одним из рисков  распространение деструктивной идеологии (фальсификации истории) со стороны  «отдельных средств массовой информации и массовых коммуникаций, действий Соединенных Штатов Америки и других недружественных иностранных государств», является искажение исторической правды, разрушение исторической памяти. Поэтому крайне своевременными    стали меры, предпринятые Министерством просвещения и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, направленные на разработку и внедрение Концепции преподавания истории России в образовательных организациях. Реализация Концепции будет способствовать пониманию у детей и молодежи «особенностей российского исторического развития на общемировом фоне, оценить вклад России в развитие мировой цивилизации, ее роль в разрешении крупных международных конфликтов, влияние в мировой политике в целом, проблемы необходимости реагирования на общеисторические вызовы».

 

Рыженкова Ирина Георгиевна,

доцент кафедры Брянского филиала

Российской академии народного

хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

кандидат культурологии.

Еще по теме:

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  
Картина дня
26 декабря 2024, 12:33

В Комплексном центре социального обслуживания населения Брянского района прошло просветительское мероприятие по финансовой грамотности

В рамках национального проекта "Демография" партийного проекта Единая Россия "Старшее поколение" программы "Активное долголетие" (далее…)

22 декабря 2024, 09:03

Диспансеризация — время для здоровья

Диспансеризация — важное звено в сохранении здоровья. (далее…)

21 декабря 2024, 08:59

Скажите «С-Ы-Р»

Некоторые, наверное, ещё помнят из детства любимую фразу фотографов «Скажите "с-ы-ы-ы-р"», которые использовали её, чтобы объект их съемки улыбался. (далее…)

20 декабря 2024, 16:42

Стали известны села и деревни Брянщины, где поставят вышки связи

О завершении итогов голосования за связь в сельских населенных пунктах Брянской области в 2025 году сообщил директор регионального департамента экономического развития Михаил Ерохин. (далее…)

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить