Благословенный хлеб
Что в любой семье, у любого народа главное на столе? Думаю, что никому не нужно даже трех попыток, чтобы ответить на этот вопрос. ХЛЕБ! Да, именно так, хотя у разных народов он называется по-разному.
У русских — это черный ржаной каравай, у итальянцев чиабатта, у французов багет, у мексиканцев тортилья, у евреев маца, пумперникель у немцев, у армян матнакаш и лаваш. Хотя лаваш считают своим многие народы, но именно армянский лаваш в 2016 году был включен в список нематериального наследия человечества ЮНЕСКО. Его состав максимально прост — мука, соль и вода. Никаких тебе дрожжей, все делается вручную, строго по старинным рецептам, которые не меняются столетиями. В Армении, Грузии и многих других странах Южного Кавказа и Востока лаваш — основа любого стола и для своих домочадцев, и для дорогих гостей. С ним едят первое и второе, заворачивают в него мясо и сыр, существует масса рецептов лаваша с творогом и зеленью… Да и хлебная основа полюбившейся всем нам шаурмы — это тоже лаваш. Одним словом, почитателей лаваша сегодня в России уже много, и в некоторых семьях на обеденном столе горбушка традиционного русского хлеба соседствует с ломтиками лаваша, и каждый берет себе то, что ему по вкусу.
За то, что многим брянцам полюбился лаваш, можно говорить спасибо и Камо Марленовичу Хачатряну, жителю деревни Антоновка Брянского района. Он был одним из первых, кто стал печь лаваш в Брянске, и продолжает делать это до сих пор вот уже почти четверть века.
Гюмри-Москва-Брянск
Гюмри — красивейший и очень древний город Армении. Первые упоминая о нем относятся к VIII столетию, хотя в местном музее есть масса артефактов, добытых на раскопках, относящихся к бронзовому веку. Вот и Камо Марленович родом из Гюмри, который в советские времена назывался Ленинаканом. Здесь он родился, вырос, работал, женился, родил детей, был востребованным специалистом по дорожному строительству, начальником участка, который обслуживал 100 километров дороги всероссийского значения. В его подчинении находились 120 человек. Все было, а потом…
Сперва в 1988 году на Армению обрушилось разрушительное Спитакское землетрясение. Мы больше знаем о трагедии Спитака, уничтоженного за тридцать секунд толчками мощностью 10 баллов, но и в Гюмри, где толчки достигали 9-бальной отметки, погибло очень много людей. Целые районы города были стерты с лица земли. В этом году, 7 декабря, исполняется 35 лет Спитакской трагедии. Но для тех, кто все это пережил, боль потерь срока давности не имеет…
Землетрясение случилось за три года до распада СССР и четыре до первого Карабахского конфликта, который вспыхнул в 1992 году. Начались трудности с работой, задержки зарплат, а самое главное — не было уверенности в завтрашнем дне. За такой короткий временной период — каких-то четыре-пять лет — столько всего случилось, что перекроило судьбы многих людей, заставив их срываться с насиженных мест, чтобы просто выжить и получить возможность кормить свои семьи, растить детей в мире и согласии, а у Камо Марленовича их было уже четверо.
Пришлось уехать из Гюмри и главе семейства Хачатрян. Сперва решил попытать счастья в Москве, но с работой и зарплатами в начале 90-х годов было одинаково туго хоть в Армении, хоть в России. Судьба и друзья привели его дороги в Брянск, и именно здесь он смог найти свою нишу и встать на ноги.
Русский хлеб от армянина
Поиск ответа на вопрос, чем зарабатывать себе на жизнь, первое время стоял очень остро. Камо Марленович относится к тем людям, которые не умеют продавать. Пробовал несколько раз, но так получалось, что всегда шел навстречу покупателю, а в итоге — себе и семье в убыток. Вот не его это — торговля. Он привык работать сам, и очень многое умеет делать своими руками. И когда у его друга возникла идея печь хлеб, решили попробовать, тем более была у них помощница — переселенка из Казахстана. И тогда, и теперь, люди, прошедшие сложный путь адаптации на новой родине, держатся вместе, прикрывая спину друг другу.
Начинали с пирожков. Камо Марленович вспоминает, что позвонил матери в Армению и попросил его научить. Вот она ему по телефону рассказывала о секретах вкусной выпечки и надиктовывала домашние рецепты, а рядом тут же замешивалось тесто. Последний штрих, говорила мама, нужно обязательно на тесте, перед тем как оставить его «доходить», сделать надрез в виде креста. «Зачем?», — спросил Камо. «Так надо, чтобы хлеб был вкусным, чтобы все получилось как надо, так бабушка делала, так делаю и я», — ответила мама.
Первый блин комом не вышел, может, правда крест помог, но выпечка получилась пышной и вкусной, и была без труда распродана на Советском рынке. На выручку купили муки и сахара. И пошло-поехало.
Первая пекарня Хачатряна, которую они открыли в арендуемом помещении недалеко от Площади Партизан в Брянске, начала работу в 1994 году. Пекли здесь классический хлеб-буханку и булки. Реализовывали свою продукцию также сами, развозя её по близлежащим деревням на своем транспорте. Передвижные лавки со свежим хлебом тогда ждали многие бабушки и в Брянском районе. В ту же Антоновку, где не было дорог — одни направления, ездили в любую погоду, потому что были постоянные клиенты, как правило, пожилые люди. А старость на востоке — очень уважаемый и почитаемый возраст.
Лаваш с брянской пропиской
Хлеб в семье Хачатрян пекли только женщины, и свежий матнакаш и лаваш всегда были на столе. Вот без этого родного хлеба было в первое время очень сложно, потому как в России его в то время мало где можно было найти. И хоть, на первый взгляд, приготовление лаваша максимально простое, но есть свои технологии, свои нюансы, свои традиции. Да и вообще, работа с тестом — это настоящее искусство и волшебство, чтобы получилось нужно обязательно тепло рук и хорошие мысли. В семье Хачатрян национальный армянский хлеб старались печь для себя, а потом он многим друзьям и знакомым приглянулся — вкусно — и они решились печь его и для реализации. Было это в 1997 году.
Первые объемы были микроскопические, и чтобы не уйти в минус, скрупулезно просчитывалсь все риски. И если продавать Камо был не мастак, то аналитика, организация и умение находить поставщиков и покупателей, заключать договоры — это по его части. Сперва дело шло туго, но человеку всегда интересно всё новое, а со временем пресная и тонкая лепешка легла в основу десятков блюд, которые хозяйки придумывали на ходу, и лаваш стал неотъемлемой частью меню во многих семьях брянцев.
Производство расширялось. После пекарни на Площади Партизан переехали в арендуемое помещение на телецентре, а немногим более десяти лет назад семья Хачатрян наконец-таки смогла построить собственное производство в деревне Антоновка. Почти двадцать лет понадобилось, чтобы встать на ноги!
Сегодня ООО «Арарат», так называется предприятие семьи Хачатрян, освоила выпуск большого количества хлебобулочных изделий — ватрушкек и ромашек, булок обсыпных, булок с сыром, хачапури и еще много чего вкусного, но основа производства — это матнакаш и лаваш нескольких сортов. Работают по заявкам. Продукцию «Арарата» закупают магазины «Пятерочка», «Линия», «Европа», приезжают за вкусной выпечкой в брянскую Антоновку и из Смоленска.
Уже с шести утра на производстве покупатели забирают товар с пылу с жару после ночной горячей смены. И хоть тесто здесь замешивает уже машина и производство автоматизировано, но многое, как издревле, мастерицы-пекари делают вручную, а когда в цеху Камо Марленович, он по старинке на тесто, которое должно ещё дойти до нужной кондиции, привычно ставит крест, прося благословения у Бога на вкусный хлеб. Добрая традиция и вера в то, что так правильно. А вера — это великое дело.
О дружбе, семье и Родине
У Камо Марленовича есть настоящие, давние, с детства и юности друзья. Их в компании — семеро. Они погодки, и на момент Спитакского землетрясения все уже были женаты и у каждого по двое детей. Потом, увидев воочию, как хрупка человеческая жизнь, они вместе решили родить еще, чтобы в семьях было по трое ребят, ведь сколько людей тогда страна потеряла… Мужик сказал — мужик сделал! Но только у шести друзей родилось по одному ребенку, а у Камо Марленовича сразу двойня — мальчишки. А всего в семье Хачатряна детей четверо — дочка и три сына. Все они выросли, выучились, получили образование уже в России, которую считают своей второй родиной. Дочка вышла замуж и уехала, доля такая женская, за мужем тянуться, а вот сыновья рядом с отцом, его гордость и надежный тыл, и пекарня — это их семейное дело.
И дело работает не только на семью — на Брянщину и Россию. С началом СВО Хачатряны не реже двух раз в месяц отправляют гуманитарные грузы для солдат на границу — выпечку, хлеб, сахар. А старший сын на своей машине не единожды отвозил для военнослужащих в Погарский район продукты. Они не любят об этом говорить, просто делают то, что считают нужным и правильным.
И как раньше Камо Марленович многие вещи предпочитает также делать своими руками. Он свою первую линию по выпечке лаваша сам смастерил «от» и «до». Кулибин! Дом построил. Без излишеств, но добротный. И двери этого дома всегда открыты для его родных и друзей, с которыми ни время, ни жизненные обстоятельства не смогли его разлучить. Кто-то из них остался в Армении и достиг определенных высот, трое обосновались в России — в Москве, Брянске, Владивостоке.
Видеться получается не часто, слишком большой географический разброс мест проживания, но ни одну возможность пересечься они не упускают. Вот недавно друг из Владивостока проездом был в Москве, так компания за один день скооперировалась, и в день его прилета уже были в столице и ереванские, и гюмринские, и брянские, и московские. Друг, только приземлившись в аэропорту, сразу отзвонился и предложил встретиться, а ему все скопом, смеясь: «А мы уже тут, ждем тебя по такому-то адресу!». Настоящая мужская дружба. На века.
То, что нас объединяет
Что определяет национальную идентичность любого этноса? Конечно, язык, он самый главный. Обычаи, культурные традиции, религия? Да! А ещё кулинарные предпочтения, национальная кухня, главным продуктом в которой является хлеб.
Не только армяне, где бы они ни жили, предпочитают свой лаваш и матнакаш. У русских точно также. Куда бы не перебирались, там сразу же появляется черный ржаной хлеб, потому что мы без него никуда. Не с булкой же кушать щи или борщ! Нет, все-таки, права народная мудрость, хлеб — всему голова.
После рассказа Камо Марленовича о начертании креста на тесте в традиции его семьи, вспомнилась мне моя бабушка и как она, когда мы приезжали летом к ней в деревню на каникулы, пекла хлеб. Перед тем, как каравай ставить в русскую печь, она так же по его верхушке делала надрезы в виде креста. Никогда не задумывалась, зачем это было надо. А теперь думаю, что может и у нас в деревнях так просили у Бога благословения для хлеба — основы благополучия, достатка и сытного завтра любой семьи. Поэтому и уважение такое к нему испокон веков в культуре и традициях всех народов мира. Очень хотелось бы, чтобы эти традиции наших предков сохранились и в нас, и в наших потомках.
Алла Петрова