Дежурная по Пунке

06 августа 2023

Стеклянная Радица — один из немногих населенных пунктов Брянского района, для которого железная дорога сегодня как и сто лет назад — это дорога жизни.

Сюда не ходят автобусы и маршрутки. Мотриса — единственно доступный вид общественного транспорта. На ней рабочий люд и студенты каждое утро ездят на работу и учебу, а вечером возвращаются обратно. Так что, не будет преувеличением сказать, что все дороги в Стеклянной Радице ведут на станцию Пунка.

/home/web/web/desnyanskaya pravda.ru/public html/wp content/uploads/2023/08/20230802 103417

10 и 50 километров: почувствуй разницу
До Стеклянной Радицы, конечно, можно доехать на машине, дорога есть и хорошего качества, чему местные не нарадуются, больше нет проблем с вызовом скорой и других экстренных служб. Но ехать надо, как в том анекдоте «на Москву через Магадан», по объездной, через Фокино, почти 50 км. А по карте поселок находится в 10 километрах от Брянска, по железной дороге время в пути в два раза меньше, поэтому большинство местных личному транспорту предпочитают общественный. Перрон Пунки, перед прибытием первой мотрисы на Брянск в 6.57 утра забит под завязку — на нем собирается не меньше 300 человек. На следующие поезда поменьше, но мотриса никогда пустой не ходит. Вообще, железная дорога для стекляннорадицких основная связующая нить с областным центром. С ней тесно переплетены история поселка, работа селян, праздники, да и просто жизнь десятков семей. Как у Ирины Валентиновны Бурыкиной, дежурной по станции Пунка.

Как красивая форма определила судьбу
В роду у Ирины железнодорожников не было. До них с братом, потому как они оба связали свою жизнь и трудовую биографию со стальной магистралью.
«Очень мне тогда нравилась железнодорожная форма. Красивая, строгая», — с улыбкой вспоминает Ирина Валентиновна.
Вот эта форма, да и просто любовь к железной дороге определили всю дальнейшую судьбу И. Бурыкиной. Поступила в Брянское железнодорожное училище. Закончила его в 1989 году по специальности «Дежурный по станции» и по распределению попала на станцию Пунка. Девушкой она была городской, родители жили в Брянске, а вот бабушка с дедушкой — в Стеклянной Радице, так что корни её здесь. А поэтому первое место работы было максимально удачным и одобренным родней — недалеко от дома и под присмотром своих. Одногруппников жизнь разбросала по разным городам и весям — кто-то уехал по распределению в Красный Рог, Почеп, в другие регионы и даже в Москву. Место и дело всем находилось, особенно, если у тебя профессия, связанная с железной дорогой.
Сперва Ирине казалось, что она приехала в Стеклянную Радицу на время, а жизнь показала — навсегда. Встретила парня, вышла замуж, родила дочь. Сегодня здесь не просто её корни, здесь — её дом, семья и работа, три кита на которых держится наша жизнь. И железнодорожный стаж у Ирины Валентиновны уже внушительный — 34 года, из которых 19 лет в должности начальника станции Пунка, 15 — дежурной по станции.

Дорога длинною в 146 лет
Станция Пунка одна из старейших в Брянской области. Первая железная узкоколейная дорога была построена промышленником Мальцевым в 1877 году. В едином строю постовых железных дорог России стекляннорадинцы уже 146 лет! Сперва станция носила созвучное населенному пункту и местной речке название — Радице. О Пунке первые упоминания относятся к 1932 году. Откуда это название и что оно означает, честно, перелопатив десятки сайтов в Интернете, так и не смогла выяснить. Если кто-то в курсе этимологии слова, просьба поделиться информацией. Хотя у местных уже давно разные названия поселка и станции вопросов не вызывают, мол, так всегда было. Это, видно, только приезжие интересуются…
В советские годы жизнь на станции была куда более бурной. Через Пунку ходили не только пригородные поезда, но и междугородние: «Брест-Москва», «Брянск-Москва». В столице вокзал прибытия — Белорусский. Ну а грузовых составов тогда были десятки. Сегодня — один-два-три в сутки. Пассажирских поездов дальнего следования нет ни одного, а пригородных — пять пар в день. Одна пара (туда и обратно) — «Брянск — Дятьково — Фаянсовая» и четыре «Брянск-Дятьково». Вот они и являются главными действующими лицами на местном отрезке Московской железной дороги и для жителей Стеклянной Радицы, и для работников станции. Последних, кстати, всего пять: начальник и четверо дежурных. И среди сотрудников станции только Ирина Бурыкина — местная, остальные приезжают сюда на работу из областного центра.

Всегда на связи
Смена дежурной — 12 часов и в это время именно она главная по станции. В её обязанности входит прием, отправка поездов, информирование пассажиров, обеспечение безопасности движения, принятие решений по какому пути, а в Пунке их три, будет проходить поезд. Жизнь штука непредсказуемая, ситуации бывают разные, недаром одним из главных качеств для работы на железной дороге является стрессоустойчивость. Время вносит свои коррективы и в казалось бы незыбливый ранее ритм работы. Вот все мы знаем, что дежурный по станции всегда выходил на перрон встречать поезда. С началом СВО эта практика ушла. Сегодня дежурного на перроне вы не встретите, это продиктовано новыми правилами безопасности. И со своего рабочего места — поста электрической централизации (ЭЦ) надолго уходить нельзя. Здесь мозг и центр станции, здесь связь, на которой нужно быть постоянно. За время моего разговора с Ириной Валентиновной были десятки звонков, передача данных о следуемых поездах, записи в журналах. Рутинная, но очень ответственная работа для человека, отвечающего за порядок и безопасность на своем отрезке пути.

«Умный вокзал»
На станции два административных здания — пост ЭЦ и вокзал «Пунка», который с января 2023 года вошел в проект РЖД «Умный вокзал» и переведен на автоматизированную систему удаленного управления, что, как говорят специалисты, позволяет увеличить эффективность его работы и снизить затраты на эксплуатацию. Мониторинг и управление основными процессами при этом идет из диспетчерского центра в Брянске.
Что может «Умный вокзал» в Пунке? Удаленно открывать и закрывать двери, включать и выключать свет, информационное табло с расписанием поездов и временем их прибытия и отправления. Одним словом, «умный вокзал» работает без участия человека, разве только убирать его территорию приезжают работники МЖД из областного центра. Вот убирать мусор и мыть полы пока, увы, дистанционно никто не научился.
Для местных с внедрением автоматизированной системы удаленного управления ничего не изменилось. Они приходят на вокзал, с положенного времени его двери всегда для них открыты. Вот это главное, а то, что вокзал у них теперь «умный», некоторые жители поселка может быть даже и не знают. А зачем знать, если все работает как часы? Кстати, таких «умных вокзалов» на сегодня в Брянской области уже 21. Технологии и инновации не стоят на месте.

О традициях
Стеклянная Радица — исторически был поселком железнодорожников. Из местных десятки людей, иногда целыми семьями, работали на железной дороге у себя дома, в Брянске: дежурные, путейцы, ремонтники, проводники. И одним из основных праздников для поселка всегда был День железнодорожника. По его поводу проходил прекрасный концерт, чествовали ветеранов отрасли. Душевные были мероприятия, люди о них до сих пор с теплотой вспоминают.
В последние годы таких концертов нет, хотя Стеклянная Радица не перестала быть железнодорожной. Да, на самой железной дороге работает меньше людей, чего стоят только одни «умные вокзалы», где люди вообще не предусмотрены. Но железнодорожников все равно в поселке немало, просто они ездят на работу в Брянск, да и ветераны отрасли ещё есть. А если брать в расчет, что день железнодорожника имеют полное право отмечать все, кто пользуется услугами железнодорожного транспорта, то для жителей поселка, притом абсолютно всех, этот профессиональный праздник, наряду с Днем поселка, еще долгие годы будет оставаться главным по сути и по жизни.

О помощи и поддержке
Российские железные дороги — одна из самых крупных компаний в России, которая обеспечивает для жителей страны транспортную доступность больших и малых городов и поселков. Общая протяженность железных дорог составляет свыше 85,5 тысяч километров. В мировом масштабе здесь мы в числе лидеров. Обеспечивают бесперебойную работу огромного и беспокойного хозяйства РЖД сотни тысяч его сотрудников, в том числе и на станции Пунка, которая является маленьким, но важным винтиком большого механизма.
Работать на железной дороге всегда было престижно, да и социальная защита для её сотрудников была и остается на высоком уровне. Как вспоминает Ирина Бурыкина, даже в самые неспокойные с экономической точки зрения времена, на железной дороге вовремя выдавали зарплату. И никогда труд железнодорожников не оплачивался товаром по бартеру и люди ощущали помощь и поддержку, даже на бытовом уровне. Например, жителей Стеклянной Радицы, которые работали на железной дороге, когда здесь еще не было природного газа, кампания обеспечивала углем. Пригоняли на станцию состав, по топливным книжкам, а здесь многие еще помнят, что это такое, выдавали энное количество угля. Его разгружали вручную, таскали в так называемых выварках. Местные, не связанные с железной дорогой, тогда своим землякам-железнодорожникам завидовали, мол, надо же как вам помогают! Да, помогали тогда и помогают сегодня. Проезд на пригородных поездах в пределах двухсот километров от места работы/жительства — бесплатный, раз в год бесплатный проезд в масштабах страны с детьми, не достигшими возраста 18 лет. Одним словом, на дорогу на море или к родне можно не тратиться. Внутри компании для работников РЖД еще немало преференций, есть свои поликлиники, санатории, дома отдыха. Поэтому неудивительно, что Ирина Валентиновна, несмотря на трудности, (а у кого их нет?) ни разу не пожалела о выборе профессии.
Работа на железной дороге — это стабильность, достойная зарплата, социальная поддержка и уверенность в завтрашнем дне, — говорит Бурыкина.
К этому добавить нечего, по сегодняшнему дню, уверенность в завтрашнем дне — это самый ценный капитал, который может подарить нам жизнь и работа.
***
Редакция газеты «Деснянская правда» поздравляет Ирину Бурыкину, а в её лице всех труженников стальных магистралей Брянского района и жителей Стеклянной Радицы с Днем железнодорожника. Как говорит Ирина Валентиновна, чтобы «не стояли у красного, оправлялись на зеленый, и никто — по удалению». Железнодорожники поймут о чем речь, а мне хотелось добавить, чтобы все вышесказанное относилось не только к поездам, но и к людям. С праздником!

 

 

Еще по теме:

Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  
Картина дня
7 сентября 2024, 20:02

В Брянском районе завершился второй день голосования

Сегодня, 7 сентября, ровно в 20.00  в Брянском районе закрылись все 47 избирательных участков, работавших на территории нашего муниципального образования в осеннюю избирательную кампанию 2024 года. Второй день голосования прошел организованно, без нарушений, в штатном режиме,  об этом сообщили в Территориальной избирательной комиссии Брянского района.

7 сентября 2024, 16:30

На избирательные участки Брянского района жители приходят голосовать с детьми

Жительница с. Глинищево, ветеринарный врач Брянского района Оксана Коростылева, пришла на выборы с маленькой дочкой, которая опустила бюллетени в ящик для голосования вместе с мамой. (далее…)

7 сентября 2024, 16:00

Супруги с пятидесятилетним стажем проголосовали умом и сердцем

Во второй день голосования на избирательном участке в селе Отрадное Брянского района выборы проходят в спокойной благожелательной обстановке. Как и положено, на входе установлен арочный металлодетектор и дежурит полицейский, обеспечивающий безопасность процесса голосования.

7 сентября 2024, 15:30

В Брянском районе проголосовали супруги, отметившие семидесятилетний юбилей совместной жизни

На избирательных участках в посёлке Мичуринский во второй день голосования приступили к работе выездные комиссии. (далее…)

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить