БАРС Брянск

Житель Свени Центральной рассказал о службе на противолодочном корабле (БПК) «Проворный» Краснознаменного Черноморского флота

30 июля 2023

Вот спроси сегодня любого мужика, которому за 50 лет, что для него было одной из главных школ в жизни и большинство из них не задумываясь скажет — служба в армии.

Только для тех, кто был на суше, эта служба длилась два года, а для моряков — полноценных три. А Юрий Цуканов, житель Свени Центральной служил 3 года и 2 месяца на легендарном противолодочном корабле (БПК) «Проворный» Краснознаменного Черноморского флота. И это были незабываемые годы, память о которых, как и форму, бескозырку, матросский воротник и дембельский альбом он бережно хранит вот уже почти сорок лет.

Мой дом на три года — «Проворный»
До службы в армии Юрий успел закончить в Брянске железнодорожное училище, поработать в Москве, а в 19,5 лет ему пришла повестка. То, что служить будет на флоте знал изначально. В те годы мыслей «откосить» от армии даже не возникало. Надо — значит надо! И то, что служить придется три года тоже не напрягало — зато море, простор, соленый воздух и боевое братство. Не все было так романтично, как казалось на первый взгляд, но воинская служба, вообще, далека от романтики. Это работа. Тяжелая, каждодневная, рутинная. Но именно она делает из вчерашних мальчишек настоящих мужчин — сильных, выносливых, идущих до конца в достижении поставленной цели.
Призвали в сентябре 1983 года. Сперва была учебка — четыре месяца усиленной подготовки в Пинске, что в Белоруссии, а потом распределение на Черноморский флот, БПК «Проворный» . Это легендарный корабль проекта 61-61Э, по тем временам оснащенный по последнему слову техники, водоизмещением в 7,5 тысяч тонн, 144 метра в длину, с вертолетной площадкой для вертушки КА-27. Кстати, командиром «Проворного» в свое время был и Игорь Владимирович Касатонов, в будущем адмирал и командующий Черноморским флотом.
Прибыл Юрий Цуканов в Севастополь — порт приписки корабля, а «Проворный» ушел на учения в Феодосию. Пришлось ждать 10 дней, чтобы взойти по трапу на корабль, который стал для него домом на долгих три года. Впрочем, долгих, не совсем правильное определение, потому как день на корабле был забит под завязку различными делами и обязанностями. Только палубу драили каждый день по четыре раза. А рында блестела от усердного протирания так, что в неё как в зеркало можно было смотреться. На корабле не забалуешь, не просто каждый день, а каждый час и минута были заняты. Но в начале традиционное посвящение в моряки. Проходило оно так: выкручивался обыкновенный плафон, был он не маленький — литр точно в него входил, а то и больше. Вот в него наливалась морская вода, которую нужно было выпить. То еще удовольствие… Но традицию посвящения не нарушал никто, как бы потом сильно животами не маялись…
Песчаные бури
и штормы
Юрий в команде корабля, которая насчитывала 180 человек, был старшим матросом по специальности «химик-дозиметрист». В его обязанности входило в том числе и измерение радиационного фона. Он всегда был в норме, а вот 27 апреля 1986 года показал превышение. Чернобыльская трагедия тогда и до Крыма дотянулась. Все на уши были подняты: брали пробы забортной и питьевой воды, с палубы корабля, его обшивки, с земли в порте приписки. Всё, кроме питьевой воды, показало превышение значений. Корабли в обязательном порядке прошли дезинфекцию, их не просто мыли — драили, а потом большинство из них снялись с якоря и вышли в рейд в открытое море. Приказ такой был.
Сорок лет уже прошло с года призыва, а память упрямо хранит все до подробностей. Учебные рейды и стрельбы, выполнение боевых задач в Средиземном море, у острова Крит, у берегов Африки. В одном из таких походов к африканским берегам «Проворный» накрыла сильная песчаная буря — вокруг корабля была красная пелена из мелкого песка, видимость нулевая. Это какая же сила была у ветра, что он на десятки километров вглубь океана перенес из пустыни Сахара тонны песка?
А сколько раз Юрий вместе с «Проворным» попадал в объятья штормов. На палубе при получении штормового пре-
дупреждения наглухо задраивались все люки, а болтанка такая была, что не ели по несколько дней. Просто организм не принимал никакую пищу, в такие дни по всем коридорам корабля стояли мешки с сухариками, которые и офицеры, и матросы грызли, запивая водой.
— Было страшно?
— Конечно, страшно, но времени на то, чтобы бояться просто не оставалось, все расписано по минутам, кто что делает, кто за чем смотрит, за что отвечает. Там, на корабле была такая взаимовыручка, особенно, в стрессовых, патовых ситуациях, — вспоминает Юрий Цуканов, — на земле такой не встретишь.
Морской парад
и «фигурное плавание»
В морские походы уходили на месяцы: на совместные учения в болгарский Бургас, где русских моряков встречали как самых дорогих гостей. Именно здесь на боны (морская валюта, как чеки — прим. ред.) моряки закупались модными тогда дипломатами, солнцезащитными очками, кроссовками и джинсами. Там же впервые через перископ увидели нудистский пляж. От перископа, со смехом вспоминает Юрий, офицеры отгоняли матросов в принудительном порядке. Заходили в порт Коппенгагена, много где еще были. А в родном Крыму на «Проворном» проводились экскурсии для артековцев. Для моряков, молодые красавицы вожатые были бальзамом для глаз.
А подготовка к Дню военно-морского флота, который и в те годы праздновался в последнее воскресенье июля — это отдельная песня. Перед морским парадом обязательно было «фигурное плавание», в котором принимали участие не меньше 100 матросов с разных кораблей: в открытом море они своими телами складывали слова «Ленин», «Партия», «КПСС». Все это должно было быть выполнено по высшему разряду, синхронно, поэтому тренировки начинались с начала июня. Каждый день в течение двух месяцев заплывы по несколько километров, а кроме того, после построения в воде определенной фигуры или слова нужно было кричать «ура». Громко, чтобы на берегу было слышно. Кричали что было сил, глотая соленую воду, а потом повторяли все вновь и вновь по сотому разу. Так что к концу службы ритуал посвящения в моряки морской водой выглядел детской шалостью. Они её столько за три года наглотались, что ведром из организма до конца жизни не вычерпать.
Земляки
Брянских в Крыму в 80-х годах было много, особенно летом в курортный сезон. Но на курортах моряки с военных кораблей не прохлаждались. А земляков Юрий встретил на Николаевском судоремонтном заводе, куда пригнали «Проворного» для замены одного из двигателей. А эти судовые двигатели были производства Брянского БМЗ, и специалисты с нашего завода их устанавливали и проводили работы по наладке и запуску двигателей. Вот там, на заводе, кто-то поинтересовался:
— Откуда будете, служивые?
— Из Брянска…
А в ответ: «Земляки!!!»
Вот где бы ещё встретились с инженерами одного из ведущих заводов СССР по производству судовых дизелей. До сих пор моряки считают, что наши, брянские двигатели, были лучшими в мире.
ВМФ — это чистота, порядок, дисциплина
Все это Юрий Цуканов не только рассказывал, но и показывал — ведь в дембельском альбоме сохранились фотографии и с парадов в Севастополе, и из Бургуса, с Сапун-Горы. А ещё на снимках застыли сотни мгновений морской службы: вот он со шваброй моет палубу, с сослуживцами у вертолета, на мостике, у штурвала, за который он становился не один раз, потому как был внештатным штурманом корабля. На снимках даже американские корабли, которые подходили к «Проворному» поближе «познакомится», всякое бывало за три года службы. Но ни один день не хотелось бы переписать или стереть из памяти, как бы иногда трудно не было.
Для Юрия Цуканова служба на флоте — это целая жизнь, наполненная самыми яркими красками и воспоминаниями. Она подарила ему возможность посмотреть мир, обрести новые знания и навыки, и самое главное — надежных и верных друзей. Среди них и Сергей Михайлович Сычев, ныне врио ректора Брянского аграрного университета, который тоже служил на «Проворном». Вообще, армейское братство для мужчин — это святое. Оно на всю жизнь, и если нужна кому-то помощь, все сорвутся с места, не задумываясь.
А еще благодаря службе в Военно-морском флоте, у Юрия Цуканова выработалась привычка все убирать за собой, мыть посуду, не разбрасывать вещи. Одним словом, ВМФ — это чистота, порядок, дисциплина. Матросская, флотская выправка, как соленая морская вода, давно под кожей, в сердце и в душе. И это уже на всю оставшуюся жизнь.
***
Поздравляем Юрия Николаевича Цуканова и в его лице всех матросов, мичманов и офицеров Тихоокеанского, Северного, Черноморского и Балтийского флотов — жителей Брянского района с Днем Военно-Морского флота России! Здоровья и благополучия Вам и Вашим семьям! Быть добру!

/home/web/web/desnyanskaya pravda.ru/public html/wp content/uploads/2023/07/20230726 102743

Еще по теме:

11 января 2025, 15:15
Новый год в Домашово
Январь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Картина дня
11 января 2025, 15:15

Новый год в Домашово

К Новому году в Домашовской школе начали готовиться задолго до прихода этого волшебного праздника. (далее…)

11 января 2025, 10:12

Мы – счастливая семья и, слава Богу!

В декабре прошлого года супруги Владимир Степанович и Валентина Сергеевна Курдюковы из Стекляннорадицкого сельского поселения отметили одну из важных дат в своей жизни – золотую свадьбу. (далее…)

10 января 2025, 09:02

В Брянской области обновляют дороги на сельских территориях

В рамках нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни», приемника нацпроекта «Безопасные качественные дороги». в 2025 году в Брянской области запланированы масштабные ремонтные работы, сообщает сайт РИА Стрела.

9 января 2025, 18:24

В Журиничах Брянского района создают спортивный городок

Губернатор Брянской области Александр Богомаз встретился с помощником Президента РФ Николаем Патрушевым. Обсуждалась необходимость развития сельских территорий, где необходимо все делать для того, чтобы условия жизни не отличались от городских.

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить