Огородная четверть

22 июля 2023, 10:30 | Общество 25

Школа — это такой вечный двигатель. Здесь всегда что-то происходит. Даже летом. И мы сейчас не о строительстве и ремонте, а о делах максимально приземленных в прямом значении этого слова — о пришкольных учебно-опытных участках. На одном из них — в ...

Школа — это такой вечный двигатель. Здесь всегда что-то происходит. Даже летом. И мы сейчас не о строительстве и ремонте, а о делах максимально приземленных в прямом значении этого слова — о пришкольных учебно-опытных участках. На одном из них — в Добрунском лицее — побывал корреспондент «Деснянской правды».

 

Все новое — это хорошо забытое старое
Сегодня на федеральном уровне одной из ключевых тем стало возвращение в школу трудового воспитания. Впервые эта тема была поднята депутатами Госсовета Удмуртии в мае 2022 года, которые посетовали, что «…реформы в сфере образования привели к тому, что целью образования в школах стало не обучение и воспитание целостной личности, а предоставление так называемых образовательных услуг». Хорошо, что хоть кто-то поднял этот вопрос. Потому как многих людей, и об этом знаю не понаслышке, коробит от этих определений «образовательная услуга», «медицинская услуга». Но дело не в терминах. А в том, что инициатива удмуртских парламентариев, направивших обращение в Госдуму с предложением вернуть в школы мастерские, технопарки, ученические производственные бригады, трудовые отряды, летние лагеря труда и отдыха, как было в советские времена, пришлась ко двору и получила поддержку на самом высоком уровне. В конце июня депутаты Государственной Думы РФ единогласно (!) приняли в первом чтении законопроект о трудовом воспитании российских школьников. Поправки к закону «Об образовании» предполагают, что общественно полезный труд станет обязательной частью программы среднего общего образования.
Поистине, все новое — это хорошо забытое старое. В данном случае, не совсем забытое, а просто возвращающееся в нашу жизнь из временного забвения. Но вспоминать и внедрять придется многое.
Уроки культуры земледелия
Правда, определение «вспоминать» будет более относится к городским школам. А вот в большинстве сельских — трудовое воспитание никогда не заканчивалось. В советские времена все школьники работали на полях колхозов и совхозов: прополка, уборка урожая. Елена Смушкова, директор МБОУ «Лицей №1 Брянского района», выпускница Добрунской общеобразовательной школы, хорошо помнит свои школьные годы и трудовые десанты в родную «Культуру», где они работали и летом, и осенью. Тогда в хозяйстве никакие руки, даже детские, не были лишними.
К такой работе сельским ребятам не привыкать, многие из них живут в частных домах, где есть свой огород, так что такое труд на земле никому объяснять не нужно. Но культуру земледелия добрунские ребята постигают не только под патронажем родителей, но и учителей, ведь в лицее есть свой учебно-опытный участок. Ему уже более 40 лет, он ровесник Добрунской общеобразовательной школы, которая была открыта в 1982 году.
Свой огород для добрунских учителей и школьников всегда был предметом гордости. С урожаем овощей, выращенных на пришкольном участке, в советские годы они принимали участие в смотрах-конкурсах пришкольных участков, которые проходили на ВДНХ в Москве. И побеждали, притом не однократно. Так что даже в те времена пришкольный участок Добрунской школы был образцовым не только в масштабах нашего района, но и всей страны. А значит, школьные уроки культуры земледелия давали хороший урожай не только на грядках, но и в душах школьников, потому как, работая без души, ничего путного не вырастишь.
Школьный огород как инновационная площадка агроэкологии
Если кто-то думает, что посадить и вырастить — ума не надо, то он сильно заблуждается. Это подтвердят все садоводы и огородники. Знаний и опыта нужно много, потому как сельское хозяйство — это, прежде всего, наука. С 2004 года Добрунский лицей активно сотрудничал с Брянским аграрным университетом. Именно благодаря этому сотрудничеству была создана база учебно-опытного участка, который три года назад стал муниципальной инновационной площадкой по направлению «агроэкология».
У учебно-опытного участка лицея сегодня непосредственно три куратора, двое из которых являются заведующими участка — это учитель географии Галина Михалева и учитель биологии Алексей Степаненко. В числе кураторов и молодой специалист Александр Дороженко, учитель биологии, который пришел в лицей только в 2023 году.
При таком серьезном подходе к делу неудивительно, что добрунские лицеисты всегда в числе лидеров на областном и всероссийском уровнях по биологии и экологии. В учебном 2022-2023 году 5 учащихся стали победителями и призерами региональных этапов Всероссийских конкурсов «Мои зеленые СтартАпы» и «Будущие аграрии России», 25 — приняли участие в региональных этапах Всероссийских предметных олимпиад и 11 из них стали их призерами и победителями. Почетное 2-е место у представителя лицея в 2023 году и в областном конкурсе «Будущие ученые» (номинация «Биология и экология»). Про достижения на районных этапах Всероссийских конкурсов юных аграриев «Юннат-2022» и «Юннат-2023» даже не говорим — там только победителей не меньше 18!
Вот что значит хорошая база, инновационные технологии и, конечно, талантливые преподаватели. В Добрунском лицее все эти звезды сошлись на учебно-опытном участке.
Классные грядки
Сам участок — это произведение садово-огородного искусства. Еще до макушки лета (журналист был в лицее в первой декаде июля, прим. ред.) на грядках из-под зелени листьев выглядывали кабачки и патиссоны, оранжевые тыквы, вес которых уже не меньше двух килограммов. Здесь растут морковь и свекла, болгарские перцы, капуста, есть даже грядки со льном и соей, и многое другое. В этом году впервые высажены арбузы и дыни. Все это в открытом грунте. На грядках — чистота и порядок. Почва взрыхлена, сорняков не видно. И это в середине школьных каникул! Впрочем, для учебно-опытного участка, как и для матушки-земли, каникул не существует. А потому за каждой грядкой или делянкой закреплен класс, который ухаживает за ними в течение всего лета. Это называется трудовой практикой. Заранее составляется график, кто в какие дни дежурит и поддерживает на своей грядке порядок. Все это под присмотром педагога, благо их три, так что в любой месяц летних каникул один из наставников всегда на рабочем месте и есть у кого спросить совет. Стоит сказать, что и рассаду добрунские лицеисты выращивают сами, так что подготовка в огородному сезону начинается здесь с ранней весны.
На территории лицея, а она на сегодня самая большая среди общеобразовательных учебных заведений района и занимает по площади гектар (!), кроме учебно-опытного участка есть аптекарский огород, где выращивают эхинацею, мелиссу, девясил, мяту, шалфей и другие лекарственные растения. Альпийская горка с маленьким прудом и цветами, дендрарий с редкими деревьями и кустарниками, кусты смородины, фруктовый сад, разбитый здесь лет 15-17 назад, а в учебном 2022/2023 году в рамках акции «Сад памяти» на территории лицея был высажен и грушевый сад.
Трудотерапия и витаминизация
Учебно-опытный участок Добрунского лицея занимает 0,25 гектара. Не знаю, это много или мало, но выращенных здесь овощей и фруктов хватает, со слов Елены Смушковой, для нужд лицея на первую четверть точно. А летом, когда работает детский пришкольный лагерь в ходу витаминизированные салаты с зеленью со своего огорода. Работники кухни из смородины варят джемы и варенья, потом это на ура уходит в лицейской столовой как дополнение к блинам и оладьям. Вырастить важно, но и переработать все — тоже большая работа, требующая времени и сил.
Ежегодно лицей, как и 40 лет назад, принимает участие в смотрах школьных учебно-опытных участков, которые проходят на областном уровне в начале нового учебного года. Тыквы к этому времени обещают быть огромными. Не поднять — только перекатывать на радость юным огородникам и биологам, и на удивление членам жюри. Сказано, инновационные агротехнологии! Наука, помноженная на трудолюбие, всегда дает результат, несмотря ни на какие капризы погоды.
«Земля должна работать»
Это любимое выражение бабушки, которое потом любила повторять моя мама. Первый раз его услышала, когда пытались доказать бабуле, что обработать такой огород нереально: и возраст уже дает о себе знать, и здоровье не то, да и не нужно все самому выращивать в таких количествах, ведь можно купить в магазине. Она спокойно слушала, как мне казалось, весомые аргументы и упрямо выдавала свое «если есть земля, она должна работать». Не можешь — отказывайся, отдай другим, а если не хочешь отдавать, тогда работай сам. И всегда приговаривала, что земля не только кормит, но и лечит.
То, что наши бабушки были правы, начинаешь понимать, когда сам приближаешься к преклонному возрасту. И на счет того, что земля кормит, и на счет того, что лечит. А еще слышит. А как можно по-другому объяснить то, что лучше растут те растения, с которыми разговаривают?.. А еще, оказывается, можно получать удовольствие просто от работы на земле, от осознания того, что это ты вырастил своими руками.
У добрунских школьников это понимание приходит намного раньше, чем у среднестатистического россиянина — в школьные годы. Они знают цену труду. Лично знают, сколько всего нужно — сил, знаний, опыта, чтобы вырастить урожай. И пусть не всем, но многим ребятам нравиться работать на пришкольном участке. И они иногда шепотом разговаривают с растениями на своих грядках, может в шутку, но это уже начало пути к понимаю и принятию мудрости наших предков, что если есть земля — она должна работать Так, как она работает в Добрунском лицее.


 подписаться ВКонтакте
 подписаться в Одноклассниках
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить