Вехи истории контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации

16 июля 2023, 11:09 | Общество 49

История финансового контроля в России уходит своими корнями в глубину веков и берет своё начало в первом своде законов 11 века — Русской Правде. После Смутного времени в 1649 году Земский собор принял Соборное Уложение, согласно которому ...

История финансового контроля в России уходит своими корнями в глубину веков и берет своё начало в первом своде законов 11 века — Русской Правде. После Смутного времени в 1649 году Земский собор принял Соборное Уложение, согласно которому преступления против денежной монополии государства относились к числу особо опасных.

В 1656 году был учреждён Приказ счетных дел. Его задачей был контроль раздачи полкового жалования во время войны с Польшей (1653-1654 годы), а затем – проведение ревизии деятельности Приказа Большой казны за 50 лет. В эпоху преобразований Петра I в 1720 году создана Ревизион-коллегия, которая, спустя 2 года, реорганизована в Ревизион-контору, основными функциями которой являлись заведование счетами доходов и расходов государства, суд над лицами, изобличёнными в злоупотреблениях в деле собирания доходов и использования государственных средств. Первый государственный контролер в истории России был назначен 28 января 1811 года, им стал барон Бальтазар Кампенгаузен, возглавивший главное управление ревизии государственных счетов, и обладавший полномочиями министра. При Александре III 28 апреля 1892 года впервые был принят Закон о государственном контроле, который определил обязанность государственного контроля предоставлять заключения о выгодности хозяйственных операций.
В начале 20 века мировая война и последовавшие за ней революции остановили процесс поиска более эффективных форм финансового контроля.
После Октябрьской революции в Советской России стали создаваться обновленные органы управления государством. С 1917 года Народный Комиссариат государственного контроля проводит проверку хозяйственной и финансовой деятельности госучреждений.
В связи с созданием Союза Советских Социалистических Республик произошли изменения в управлении народным хозяйством. 23 октября 1923 года при Народном комиссариате финансов СССР создано Финансово-контрольное управление с подчиненными структурами (органами) на местах. Этот день считается датой создания контрольно-ревизионных органов в России.
21 декабря 1923 года утверждено положение о Финансово-контрольном управлении Наркомфина СССР, которое закрепляло структуру органов финансового контроля Союза ССР. В начале 1933 года Финансово-контрольное управление Наркомфина преобразовано в Финансово-бюджетную инспекцию, которая просуществовала до 1937 года.
23 октября 1937 г. В составе Наркомфина СССР вместо Финансово-бюджетной инспекции создается Контрольно-ревизионное управление (КРУ), задачей которого являлось производство документальных ревизий всех наркоматов, ведомств, организаций и предприятий.
В 1956 году в каждой из союзных республик СССР при министерствах финансов были созданы контрольно-ревизионные управления и весь местный аппарат ревизоров им подчинялся. В целом система, определенная в 1937 году, просуществовала около 55 лет.
В 1998 году была проведена реорганизация, результатом которой стало создание в центральном аппарате Министерства Финансов Российской Федерации Департамента государственного финансового контроля и аудита, в субъектах Российской Федерации – Контрольно-ревизионных управлений Минфина России.
В 2004 году, на базе Департамента государственного финансового контроля и аудита и Департамента валютного контроля, существовавших в рамках Министерства финансов Российской Федерации и соответствующих территориальных органов, Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 была создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
В 2016 году, служба финансово-бюджетного надзора была ликвидирована, а полномочия по финансовому контролю переданы органам Федерального казначейства. Основной задачей этого объединения было исключение дублирования контрольных функций и сосредоточение их на базе одного контрольного органа. Вместе с применением классических методов контроля – проверок и ревизий – казначеи и ревизоры применяют в своей работе новые формы: автоматизированный контроль посредством электронного взаимодействия с ЕИС в сфере закупок, реализовано казначейское сопровождение средств федерального бюджета; планирование контрольных мероприятий осуществляется на основе риск-ориентированного подхода с использованием имеющихся информационных ресурсов казначейства. Широкая линейка программных продуктов, имеющихся в арсенале Федерального казначейства, позволяет ревизорам проводить предпроверочный анализ, а также выявлять нарушения без проведения контрольного мероприятия. Сейчас один из интереснейших этапов развития контрольно-ревизионных органов. Когда их возможности значительно расширяются, повышается эффективность работы.


 подписаться ВКонтакте
 подписаться в Одноклассниках
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить