Наставничество: лучшее из прошлого, которое работает на будущее
Традиции наставничества в нашей стране крепки уже не одно столетие. Но сегодня они приобретают новое значение в образовании как инструмент стимулирования интереса к профессии, создания условий для личностного роста, развития творческого потенциала. Важно отметить, что не только опытный учитель может наставлять молодого коллегу на пути его профессионального роста — актуальным становится реверсивное наставничество, предполагающее обучение молодыми специалистами тех, кто испытывает трудности, например, в освоении ИКТ-компетенций.
В России 2023 год объявлен Годом педагога и наставника в знак высочайшей значимости профессии учителя и к 200-летию со дня рождения одного из основателей российской педагогики К.Д. Ушинского. Этот вопрос широко обсуждается в педагогических коллективах. 28 марта на заседании педсовета А.А. Дунина, заместитель директора лицея по УВР, познакомила коллектив с мероприятиями, планируемыми Министерством просвещения, рассказала о внедрении в школах целевой модели наставничества.
Вот уже 40 лет я работаю учителем математики. Очень люблю свою профессию, дорожу ею и хочу видеть продолжение учительского дела в своих учениках. Не всегда моя мечта сбывается. Но все-таки 18 моих выпускников получили педагогическое образование и работают по специальности. Трое из них — в нашем образовательном учреждении: С.Н. Красильникова — учитель начальных классов, А.Н. Кочергина — учитель математики, В.И. Дунина — учитель-логопед.
Как влюбиться в профессию учителя? Наверное, надо встретить на своем жизненном пути такого наставника, который изумит своим профессионализмом и преданностью учительскому труду. Мне повезло. Когда я начинала работать в школе, в начальных классах была неподражаемая Вера Ивановна Свинцова. В среднем и старших звеньях — учителя математики, равных которым нет, Лидия Михайловна Сахарова, Анна Михайловна Кочергина и Нина Дмитриевна Кравцова.
Сегодня в сельских школах чувствуется кадровый голод педагогов-мужчин. Особенно не хватает учителей физики. Наш лицей находится недалеко от областного центра, поэтому проблема разрешима.
В этом учебном году в лицей пришел работать после воинской службы студент 5-го курса физико-математического факультета БГУ им. ак. И.Г. Петровского Никита Сергеевич Алхимин. Будущий учитель физики и информатики. Он очень умен, воспитан, коммуникабелен. Следует современным тенденциям в вопросах педагогики и дидактики. Дети с первого урока физика признали в нем опытного наставник. Им интересно на его занятиях. Учитель просто и доступно объясняет теорию, использует видеофильмы, проводит научные опыты, эксперименты, причем результаты исследований обрабатывает сразу же в информационных системах.
А еще Никита Сергеевич приобщает к киберспортивным дисциплинам учащихся 9 «Г» класса, доказывая, что компьютерные игры на переменах не только развлечение, но и развитие навыков, средство медитации, получения социального опыта.
Учитель сам любит играть в регби. При этом главные его болельщики — ученики.
Учитель Н.С. Алхимин делится знаниями и умеет удивить не только учеников. Так, в День науки подготовил содержательное видео о достижениях современной российской науки, озвучив его. Охотно обменивается личным опытом с коллегами на заседаниях педсоветов, на семинарах. Он убежден, что безграмотен не тот, кто не умеет писать, читать, а тот, кто не хочет этому учиться или переучиваться.
Для меня и учителя математики Е.Н. Козиной молодой коллега стал наставником. 31 марта, по окончании районного семинара учителей математики, физики и информатики, нужно было написать публикацию о прошедшем мероприятии в газету «Добрунский лицеист». Никита Сергеевич предложил свою помощь. Спокойно, обстоятельно и с добродушной улыбкой на лице он учил нас пользоваться информационно-коммуникативной технологией «Искусственный интеллект». Терпеливо объяснял нам, какие вопросы запросить в чате, чтобы отзыв (статья/рецензия) получились грамотными. В результате такой работы был получен научный отзыв, правда, на наш взгляд, не слишком эмоциональный, ведь нам отвечал робот. Планируем продолжить обучение у молодого коллеги.
Очень хотелось бы, чтобы Н.С. Алхимин после окончания вуза остался работать в нашем лицее. Представляя молодого педагога на районном семинаре, и.о. директора Е.В. Смушкова справедливо сказала: «Никита Сергеевич Алхимин – наша находка!».