Мир театра Елены Розовой: театральный кружок Новосельской общеобразовательной школы получил статус школьного театра
В каждой российской школе к 2024 году должен появиться свой театр или театральная студия. Об этом в июне прошлого года заявил министр просвещения Сергей Кравцов, подчеркнув, что в Российской Федерации делается все, чтобы раскрыть таланты каждого школьника. Методическую поддержку школам будут оказывать Театральный институт имени Б. Щукина и Российское движение школьников.
В российских школах уже созданы и работают 12 тысяч театров (данные 2022 года — прим. авт.), семь тысяч из них участвуют в проекте «Школьная классика».
И среди этих семи тысяч — девять театральных коллективов общеобразовательных учебных учреждений Брянского района, в том числе и Новосельской школы, которую можно уже смело отнести к одной из самых опытных в районном масштабе, ведь театральный кружок здесь был образован еще в 2016 году, а в нынешнем он повысил свой статут до школьного театра.
В марте 2023 года в районном фестивале «Мир театра» приняло участие 13 школ Брянского района, которые представили 26 театральных постановок.
«Любите ли вы театр так, как я люблю его»
Эти слова принадлежат перу известного литературного критика и публициста XIX века Виссариона Белинского. Но многие и сегодня готовы подписаться под каждый его словом. В их числе и Елена Викторовна Розова, учитель русского языка и литературы, руководитель школьного театра МБОУ «Новосельская СОШ Брянского района».
Театром она болела всегда. Коренная брянчанка в школьные годы занималась в театральной студии при ДК БМЗ, каждый поход в театр для нее был событием, праздником. Потом институт, замужество, семья. А десять лет назад чета Розовых, уже после того как муж ушел с военной службы, решила кардинально изменить свою жизнь, поменяв благоустроенную квартиру в областном центре на дом с хорошим приусадебным участком в Новоселках. Устроилась в местный детский сад, а в 2016 году появилась вакансия в школе, куда Елена Викторовна перешла на работу учителем русского языка и литературы. В этом же году в школе был открыт театральный кружок, потому как любовь к театру для нее была, есть и будет величиной постоянной.
Разобрать по запчастям
Что самое сложное для актера? Выучить и запомнить текст, войти в образ, научиться правильно говорить, держать паузу на сцене, уверенно чувствовать себя в роли пирата или князя?
Алена Шевелева, ученица 11 класса и девятиклассница Екатерина Ляхова уверены, что самое сложное — это почувствовать внутренний мир персонажа, передать его эмоции, настроение, душевные метания. Именно этого добивался от своих актеров наше театральное всё Константин Станиславский, когда кричал во время репетиций «Не верю!».
Система Станиславского и по сей день лежит в основе обучения актерскому мастерству во всех театральных коллективах нашей страны — от профессиональных, до любительских и школьных. Нужно, чтобы зритель поверил в то, что видит на сцене. Поэтому всех будущих героев в своих спектаклях, сценках Елена Викторовна Розова вместе с юными актерами, как она говорит, «разбирают по запчастям». Это самая сложная подготовительная работа. Но кроме нее, есть масса нюансов, без которых спектакль невозможен — выбор темы, сценарий, реквизит, костюмы, музыкальное сопровождение. И в этой цепочке нет второстепенных по значимости вещей. Все важно!
Дюжину сдюжили
За семь лет работы театрального кружка «Мир театра» в Новосельской школе поставлено уже более 13 спектаклей, литературно-музыкальных композиций. Одним словом, за дюжину перевалили.
Первый спектакль — «Золушка». Потом были «По морям, по волнам», «Снежная королева», «А зори здесь тихие», «По следам «Вишневого сада», «Новогодний переполох», «Любовь к родному пепелищу» и многие другие. А сколько за эти годы подготовлено сценок — ко Дню матери, Дню Победы, Дню освобождения Брянщины, Дню театра! И по устоявшейся традиции — в завершение общешкольных родительских собраний всегда показывают спектакль или постановку школьного театра. Родители, как и учителя, самые благодарные зрители.
Родная сцена — это актовый зал школы. Он не большой, всего 50 мест. Поэтому, чтобы показать спектакль всем желающим, иногда приходится выступать по 2-3 раза с одной программой или спектаклем. Приглашают юных артистов и в детский сад, и в местный Дом культуры. В зрителях недостатка нет.
Активное участие принимает новосельский школьный театр и в фестивалях различного уровня: районном и областном «Мир театра», «Классика в классы», международном фестивале детских и юношеских коллективов «Театральный калейдоскоп». И практически отовсюду юные артисты возвращаются с дипломами лауреатов I и II степени. Это показатель успеха школы, руководителя театра и всех артистов.
В 2018-2019 учебном году в школе был реализован социальный проект «Волшебный мир театра». В течение года школьникам рассказывалось о театральных профессиях: режиссера, сценариста, гримера, костюмера, художника по свету, художника-декоратора. Проводились мастер-классы по изготовлению декораций, костюмов, всей школой мастерили шляпки XIX века. Интересно, познавательно. И как результат — число желающих попробовать свои силы в сценическом искусстве тогда выросло многократно.
Перековать хулиганов в театралов
Заметить «искру божью» в ребенке — тоже талант. Педагогический. Школа-то небольшая, всего 108 учеников. Но далеко не всякий ребенок может играть, запоминать объемные тексты и их декламировать, чтобы руководитель сказал заветное «Верю!» Но каждый ребенок, считает Елена Викторовна, имеет право на свою минуту славы. Были случаи, когда под определенного ученика в уже готовый сценарий вводилась новая роль, новый персонаж по его возможностям. Это надо было видеть, как потом горели его глаза от восторга, что он смог, он был на сцене. Он играл!
Несмотря на небольшой возраст театрального кружка, а ныне уже театра, в Новосельской школе есть целые ученические династии юных актеров. Например, в семье Берестневых четверо детей и все они занимались в театральном кружке: старшая Ксения, ныне уже студентка БГУ, средний брат Артем, и двойняшки-девятиклассники Снежана и Ярослав, которые сегодня принимают активное участие в жизни театра, играя характерные роли, что особенно удается Ярославу, постигают азы музыкального сопровождения спектаклей. Впрочем, с музыкой дружат все юные участники школьного театра, это один из обязательных навыков для работы в команде.
Но среди школьников-артистов все же больше девчонок, а с мальчишками в труппе всегда были проблемы. Во-первых, их меньше, во-вторых, любая роль требует усидчивости и кропотливой работы над образом, что не привлекает парней. Если парень почувствовал вкус к сцене, то это серьезно и надолго, как у десятиклассника Данилы Шестаковского, монолог его Лопахина из спектакля «По следам «Вишневого сада» покорил жюри областного фестиваля «Классика в классы».
Для одной из театральных постановок нужно было найти ребят на роль пиратов, а актеров для такой роли — раз и обчелся. Присмотрелась Елена Викторовна к местным хулиганам. Поговорила, объяснила. Попробовали, получилось! И если раньше парни проводили все свободное время на улице, то потом всегда старались выкроить время для театра, помогали в подготовке к постановкам, вносили свои идеи, например, как изобразить на сцене качку и шторм. Родители нарадоваться не могли. Е.В. Розова шутит, что настоящее искусство может перековать и хулигана в театрала. Ну какая же это шутка? Это жизнь. Проверено временем.
«Мне это надо!»
Проблема театра не только с исполнителями мужских ролей, но и с реквизитом. Нужна одежда, обувь, декорации. Все это делается своими руками из подручных материалов. Пуфики-трансформеры из пластиковых бутылок, глобус из бумаги, в военных постановках погоны со знаками отличиями — из ниток и шнуров. Зеркало от старого трюмо отыскали на местной свалке.
«Мне это надо!», — любимая фраза Елены Викторовны, которая по крупицам у односельчан, знакомых и родственников собирает реквизит для будущих спектаклей. Из Почепского района театру подарили старый патефон и пластинки. Настоящий раритет! Да и ученики нужные вещи из дома приносят: тазы, лампы, туфли, платья 60-х годов. Вот только кирзовых сапог отыскать не могут, ни у кого они, увы, не сохранились.
В театральном уголочке стоят деревянные чурки, на них в спектаклях партизаны сидят возле костра, есть муляжи костров. Окошком служит кусок пластика. Его Елена Викторовна отыскала у мужа на работе, вещь готовилась на выброс, но после сакральной фразы «Мне это надо!» получила вторую жизнь. Теперь её можно использовать как слюдяное окно в землянке, а, если сшить к нему веселенькие занавески, получится атмосферное окошко в девичьей горнице.
Каждая вещь любовно приводится в порядок, чистится, моется, дополняется деталями — и вот готовый реквизит для спектакля. А в нем, по мнению Е.В. Розовой, все должно быть приближено к времени, о котором рассказывается на сцене. Поэтому и педагог, и все ученики выискивают в интернете, как это все выглядело, как должно звучать. Шляпки, перья, воланы и рюшки, кокарды, кители, прически, осанки, голоса, тона, взгляды — все имеет значение.
После знакомства с Новосельским школьным театром лично у меня возникло желание перетрясти в доме все шкафы, чтобы найти то, что может пригодится юным артистам. Посмотрите и вы. Не выбрасывайте старые вещи, подарите им вторую жизнь на сцене. Ведь школьные театры сегодня есть во всех школах Брянского района.
По информации Т.И. Сергеенко, заместителя начальника управления образования Брянского района, 23 общеобразовательные организации района создали свои школьные театры. Все они уже официально зарегистрированы на федеральной платформе «Всероссийский реестр школьных театров.
В гости к «Щуке»
Один из самых памятных спектаклей для новосельских артистов — «Любовь к родному пепелищу», который был поставлен к 250-летию М.П. Бахтина, генерал-майора, мецената, уроженца села Барышье. Изучали его биографию по крупицам. Написание сценария, подбор музыки, распределение ролей, постановка, изготовление костюмов образца начала XIX века… Все было авторское: от первого до последнего слова и действия. На премьеру пригласили прямого потомка своего именитого земляка — Светлану Сергеевну Бахтину. Ей до такой степени понравилась постановка новосельских ребят, что в благодарность за их труд и талант она оплатила для 10 человек поездку в Москву и билеты в учебный театр «Щуки», как любовно называют Театральный институт имени Б. Щукина.
Все путешествие заняло один день, но принесло каждому его участнику массу незабываемых впечатлений и от столицы, и от театральных подмостков. Ребята со своим педагогом Е.В. Розовой успели побывать в Третьяковской галерее, Храме Василия Блаженного, Александровском саду, побродить по Красной площади и Арбату. Ну а потом — поход в учебный театр, где они посмотрели спектакль, пообщались с преподавателями и студентами театрального института.
Радость, сила и просвещение
Это все о театре. Ромен Роллан, французский писатель и общественный деятель, говорил, что театр должен просвещать ум и наполнять светом наш мозг. Недаром с театром связана целая наука — театральная педагогика, которая помогает и детям, и взрослым развивать комплекс способностей: аналитику, речь, умение работать в команде, образное мышление.
Специалисты считают, что в школьном театре искусство важно, но оно не первично. Главное — возможность творческой реализации, ведь на сцене каждый ребенок может выплеснуть энергию, раскрепоститься, найти свое «я», свои таланты. А с утверждением, что все дети талантливы, думаю, никто спорить не будет.
Раскрыть способности ребенка — задача номер один для педагога, для школы. И школьный театр служит выполнению этой задачи как ничто другое. Подтверждение тому — работа Новосельского «Мира театра» и его руководителя Елены Викторовны Розовой, человека увлеченного, искрящегося энергией, новыми идеями и проектами. У нее глаза горят! По-настоящему горят, потому что она делает то, что любит.
— Хочу выразить слова искренней признательности Людмиле Ивановне Егоренковой, директору нашей школы. Когда в 2016 году я пришла к ней с идеей создания театрального кружка, то получила полную её поддержку. И не только самой идеи, но и её воплощения на всех этапах. Людмила Ивановна потом призналась, что всегда мечтала о школьном театре. Нам сразу выдели помещение, никогда не было проблемой отпросить учеников с уроков на репетиции или выступления на фестивалях, — говорит Елена Викторовна.
Благодарит Е.В. Розова и своих коллег-
учителей, односельчан, родителей учеников. Они самые верные и требовательные зрители школьного театра. И, конечно, огромное спасибо говорит Елена Викторовна своим юным артистам. Они у нее все самые-самые: талантливые, искренние, ответственные, инициативные.
***
В копилке Новосельского «Мира театра» сегодня десятки спектаклей и сценок, награды престижных фестивалей районного, областного и международного уровней. Для маленькой сельской школы — это успех и признание. Но за ними кроется большой труд. Прежде всего, просветительский. Целей у него много, но одна из них, думаю, чтобы ученики, как и их учитель, мог когда-нибудь сказать «Любите ли вы театр так, как я люблю его…»