Функциональная грамотность
Практически все взрослые в России умеют читать и писать. Никто уже не ставит крестик вместо ...
Практически все взрослые в России умеют читать и писать. Никто уже не ставит крестик вместо подписи, а вывески по слогам читают только маленькие дети. Однако количество людей с функциональной грамотностью остается низким. Им сложно делать покупки и выбирать нужные товары, так как они ориентируются не на информацию, указанную на упаковке, а лишь на ярлыки. Также им трудно быть пациентами, поскольку инструкции по применению лекарств часто оказываются непонятными.
Функциональная неграмотность в XXI веке рассматривается как цивилизационный риск, так как она приводит к человеческим ошибкам — неспособности правильно понять инструкции по использованию оборудования, машин или инструментов, что может вызвать несчастные случаи, вплоть до техногенных катастроф.
Базовые навыки, необходимые для жизни в обществе, становятся все более актуальными, независимо от рода деятельности человека.
Существуют различные диагностические мероприятия, которые помогают определить уровень функциональной грамотности. В частности, одно из первых международных исследований PISA (Programme for International Student Assessment) выявило не самые высокие результаты российских школьников в области естественных наук, математической и читательской грамотностей. Для улучшения ситуации необходимо адаптироваться к современным требованиям и готовить конкурентоспособных специалистов. В ответ на это российская система образования начала внедрять новые методы обучения, включая основы функциональной грамотности в школьную программу. Этот термин обозначает общие учебные навыки, которые на текущем этапе развиваются благодаря внедрению Федерального государственного образовательного стандарта на всех уровнях образования.
Для эффективной реализации данного направления и визуализации достижений обучающихся требуется высококвалифицированный педагог, обладающий широким спектром компетенций, необходимых для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся. Эти компетенции педагог приобретает на методических мероприятиях различного уровня, а также через целенаправленную работу по темам самообразования и профессионального развития.
С целью улучшения и качественной организации методической поддержки педагогов 31 октября 2025 года на базе МБОУ «Мичуринская СОШ» Брянского района состоялся областной семинар по теме «Развитие функциональной грамотности и метапредметных результатов: стратегия и методы в современном образовании».
Открыла семинар заместитель директора по УР Ляшенко Татьяна Васильевна, которая поприветствовала участников семинара, затем она познакомила присутствующих с краткой историей образовательной организации. Татьяна Васильевна отметила, что школа берет свои истоки еще в 30-х годах прошлого столетия, поэтому педагогический коллектив работает под девизом: «Сохраняя традиции идти в ногу со временем».
Началась работа семинара с темы: «Система работы школы по формированию и оценке функциональной грамотности учащихся как интегрированный подход, охватывающий педагогические, методические и организационные аспекты образовательного процесса. Метапредметные результаты на уровне НОО, ООО, СОО – основа формирования функциональной грамотности обучающихся».
Продолжила выступление заместитель директора по ВР с докладом «Интеграция курса «Семьеведение» в систему формирования функциональной грамотности: методологические и педагогические аспекты».
Актуальной оказалась проблема «Формирование финансовой культуры школьников: инструменты и методики финансового просвещения», которую решали участники мероприятия под руководством спикера Никонец Олеси Евгеньевны, к.э.н., доцента, заместителя директора по науке и ДПО Брянского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, лектора российского общества «Знание», руководителя Ресурсного центра волонтёров финансового.
Семинар носил практико-ориентированный характер, поэтому теоретическая часть была подкреплена демонстрацией практического опыта на мастер- классах у Амплеевой Евгении Викторовны, школьный куратор финансового просвещения педагогов и учащихся, учителя истории и обществознания («Актуальные приемы, средства и формы обучения финансовой грамотности») и Карпейкиной Ирины Михайловны, руководителя «Точки роста», учителя физики.
На подведении итогов присутствующие пришли к единому мнению, что формирование функциональной грамотности учащихся — это комплексная задача, которая требует интеграции педагогических, методических и организационных аспектов образовательного процесса, а оценка функциональной грамотности должна быть комплексной.
Заместитель директора МБОУ «Мичуринская СОШ» по УР
Ляшенко Татьяна Васильевна
Практически все взрослые в России умеют читать и писать. Никто уже не ставит крестик вместо ...
Поздравить сотрудников и ветеранов предприятия прибыли заместитель Губернатора Брянской ...
Управлением государственных закупок Брянской области совместно с электронной торговой площадкой ...
За медали в первенстве боролись более 70 спортсменов из девяти стран мира, об этом сообщает ...
На объекте продолжается укладка плитки, разводка электрики, штукатурные работы. Одновременно ...
Ярмарку посетили представители 20 образовательных учреждений разного уровня — высших и ...